Кристина Гимбор
Игры с элементами экспериментирования для детей от 2 лет 6 месяцев
▼ Скачать + Заказать документы
«Водичка,Водичка» (формировать первоначальные представления о воде6течет,льется,прозрачная,воду пьют,ей умываются)
«Какого цвета водичка» (ознакомление с приемом окрашивания воды)
«Волшебные краски»(формировать представление о трех основных цветах и возможности их смешивания)
«Цветные льдинки»(формировать представление о том что вода при охлаждении превращается в лед)
«Надувание мыльных пузырей»
«Познакомьтесь одуванчик»
«Маленький цветочек»(посадить семена растений понаблюдать за их развитием)
Публикация «Игры с элементами экспериментирования для детей от 2 лет 6 месяцев» размещена в разделах
Вторая младшая группа.
Игра-экспериментирование с разными материалами
«Лепим колобки», «Делаем фигурки» (дети экспериментируют с разными формочками и мате риалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок, «Делаем дорожки и узоры из песка» (дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой Лейки без наконечника, ведерка с дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры). «Цветной снег» (Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры). «Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам игрушек).
Игры с водой и мыльной пеной.
«Веселые путешественники», «Веселые кораблики» (дети запускают в таз с водой, в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плаванье мелкие игрушки). «Нырки» (дети топят в тазу или в ванночке маленькие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды). «Вот какая пена!» (дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике). «Ловкие пальчики» (дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой). «Бульбочки» (в тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек»).
Игры с бумагой.
«Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими); «Блестящие комочки» (дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними); «Бумажный вихрь» (дети нарезают ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом»).
Игры с тенью.
Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями : с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.
Направление- Живая природа
«Как пчелки переносят пыльцу» (выяснить как насекомые помогают растениям)
«Где лучше расти»
«Может ли растение дышать» (доказать что растение дышит)
«Что внутри»
«На свету и в темноте» (выяснить нужен ли свет при выращивании лука)
«В тепле и в холоде»(определить как продлить лето для цветов)
Направление-Человек
«Узнай на ощупь»
«Узнай на вкус»
«Узнай, что звучит»
«Узнай по запаху» (определить предметы по запаху)
«Наши помощники – органы чувств»
«Носарий»
«Язычок - помощник» (выполнять упражнения в определении вкуса продуктов)
«Проверка зрения»
«Ухо – орган слуха» (предложить детям послушать как звучат разные музыкальные инструменты).
Средняя группа
Неживая природа.
Игры-экспериментирования с различными материалами
Игры с водой, снегом, льдом.
«Волшебная вода» (смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков). «Цветные капельки» (капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки). «Льдинки» (замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега). «Ледяные узоры» (замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их). «Освобождение из плена» (размораживание разными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»). «Тонет — не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала). «Снежные фигуры» (лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра в снежное царство).
Игры с мыльной водой и пеной.
«Мыльные пузыри» (пуска ние мыльных пузырей с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, деревянных катушек из-под ниток и пр.). «У кого пена выше и пышней» (выдувание воздуха через трубочку и т. п. в мыльную воду с целью получения самой «большой» пены). «Подушка из пены» ( испытание: какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены).
Игры с зеркалом.
«Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»). «Солнечные зайчики» (воспитатель и дети пускают веселые солнечные зайчики). «Что отражается в зеркале» (пытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала).
Игры со светом.
«Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень» (экспериментирование с тенью, «Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте).
Игры со стеклами.
«Мир меняет цвет» (рассматривание окружающего через стекла разного цвета). «Таинственные картинки» (рассматривание картинок через стекла разного цвета и на блюдение: какие изображения становятся невидимыми). «Все увидим, все узнаем» (рассматривание предметов, картинок, знаков через увеличительное стекло).
Направление - живая природа
«Что любят растения» (суть эксперемента в разном уходе за растениями)
«Где живут зернышки» (определись что зернышки или семена живут находятся в самом растении н-р колосок,подсолнух ит. д)
«Хитрые семена» (узнать какие семена прорастают быстро а какие медленно)
«Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении»
Направление – человек
«Нарисуем свой портрет»(рассмотреть себя в зеркале и нарисовать свой портрет)
«Наши помощники» (назвать предметы с помощью разных органов чувств)
«Угадай по запаху»
«Откуда берется голос» (произношение слов тихим голосом,затем громче)
«Язык ощущений»
«Рукам своим не верю» (ощущения при эксперементировании с водой,теплой и холодной)
Игры со звуками.
«Погремушки» ( испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов).
«Звонкие бутылочки» (испытать, какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым).
«Что шуршит, что гремит» ( узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и пр.).
Старшая группа
Игры-экспериментирования с разными материалами
Игры с водой, льдом, снегом.
«Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров — бумаги, марли, сетки). «Игра цвета» (делать цветную воду и получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных пропорциях). «Вырастим кристаллы» (делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли). «Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевой раствор). «Царство цветных льдинок» (заливать цветную воду в разные формочки и замораживать). «Брызгалки» (в мягких флаконах из-под шампуня проделать дырочки, залить воду и брызгаться, устраивать соревнования: чья «брызгалка» дальше брызнет и пр.). «Соревнование мыльных пузырей» (выдувание мыльных пузырей с помощью разных средств, соревнование на самый большой пузырь, самый «летучий», самый веселый). «Наливаем — выливаем» ( наполнять водой разные сосуды с узким и широким горлом с помощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев). «Делаем фонтан» (с помощью резиновой трубки, на одном конце которой воронка, а на другом наконечник, наливая воду, наблюдать, когда фонтан бьет выше, когда ниже). «Испытание кораблей» (делать разные корабли из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек, испытывать их плавучесть на спокойной воде, во время ветра, нагоняя ветер разными способами, делая «бури»).
Игры со светом.
«Пускаем солнечные зайчики», «Солнечные зайчики догоняют друг друга» (пытаться на стене поймать своим зайчиком солнечный зайчик другого ребенка). «Подаем сигналы фонариками», «Поиск» (в темной комнате с помощью фонарика разыскивать спрятанную вещь). «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика). «Теневой театр» (на стене с помощью рук показывать тени разных зверей и птиц). «Рисование свечой» (вместе с воспитателем накапать воск на поверхность бумаги, затем покрыть краской — проступит восковой узор).
Игры с магнитами, стеклом, резиной.
«Испытание магнита» (экспериментирование с магнитом : притягивание разных предметов, какие притягиваются, какие нет; проверка подъемной силы магнита; какие предметы магнит поднимает, какие нет; через какие преграды может действовать магнит — через бумагу, картон, ткань, фанеру, воду и т. п.). «Таинственные фигурки» (с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или экране различные металлические фигурки, предме ты: булавки, шпильки, проволочных человечков). «Попрыгунчики» (привязывать к длинной резинке разные предметы — колечки, мячики, фигурки — и, дергая за резинку, заставлять их подпрыгивать). Игры с увеличительными стеклами или мик роскопом: рассматривание разных предметов, материалов, поиск оставленных «следов» (игра «Сыщики»). «Мир в цветном стекле» (рассматривать окружающее через стекла разного цвета, узнавать, какие цвета «похищает» то или иное цветное стекло; специально рисовать «волшебные» картинки, накладывать одно цветное изображение на другое, а затем «находить» их, рассматривая в цветное стекло, и пр.).
Игры с бумагой.
Изготовление фигурок и предметов по типу «оригами». «Вертушки» (изготовление разных бумажных вертушек и испытание их). «Гармошка» (с помощью тонкой бумаги и расчески гудеть, играть, как на губной гармошке). «Отпечатки» (делать отпечатки на бумаге с помощью самодельных пе чаток: вырезать их из картофеля, моркови, пробок и т. п.). «Таинственные письмена» (рисовать или писать на бумаге молоком, лимонным или луковым соком, затем вместе с воспитателем нагревать бумагу и узнавать, что написано в таинственном письме). «Цветные брызги» (брызгать на положенные на бумагу силуэты цветной краской, затем убирать силуэты и получать изображение на цветном фоне). Экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета (рисовать, делать несколько копий и пр.). «Борьба с наводнением» (на пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разную бумагу, марлю, ткань и пр.).
Направление – живая природа
«Нужен ли корешкам воздух» (определить в какой почве лучше расти в рыхлой или плотной)
«Земля наша кормилица» (проращивание и посадка семян)
«Что выделяет растение» (определить что растения выделяют воздух)
«Почему цветы осенью вянут» (определить что корешки не переносят холодной воды)
«Могут ли животные жить в земле» (определить что в почве есть воздух необходимый для жизни животных)
Направление – человек
«Проверим слух» (определить как человек слышит звук)
«Наши помощники глаза»
«Как устроена дыхательная система человека»
«Зачем человеку глаза»
«Есть ли у глаз помощники» (уши и пальцы)
«Что я вижу одним глазом» (определить что двумя глазами просматривается большая площать)
«Большой – маленький» (определить меняется ли размер зрачка в зависимости от освещения)
Подготовительная группа
Содержание игр – эксперементирований аналогично содержанию в старшей группе. При их организации дети проявляют большую самостоятельность,педагог поддерживает инициативу детей в выборе игр, материалов, уборке пространства группы по окончании игры.
В подготовительной группе используется оборудование центра эксперементирования анологично оборудованию в старшей группе