Вера Шуховцева
Игры по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Игры по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования
Игры с массажными мячиками
Веселые прыжки
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Никогда не плачут,
Вместе с нами скачут. Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.
Наши ручки
Это ручка — правая. Дети крепко сжимают мячик в правой руке.
Это ручка — левая. Крепко сжимают мячик в левой руке.
Я на мячик нажимаю
Публикация «Игры по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования» размещена в разделах
И зарядку делаю Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.
Будет сильной правая. Крепко сжимают мячик в правой руке.
Будет сильной левая. Крепко сжимают мячик в левой руке.
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые. Катают мячик в руках, делая движения вперед - назад, вправо- влево между ладонями.
Колючий ежик
Гладь мои ручки,
Ежик, ежик.
Ты колючий, ну и что же. Дети катают мячи в руках, делая движения вперед - назад, вправо – влево между ладонями.
Я хочу тебя погладить, Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями
Я хочу с тобой поладить. Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руку.
Снежок
Топ, топ сапожок. Дети стучат мячиком сначала по правой, затем по левой коленке.
Хлоп, хлоп – вот снежок. Стучат мячиком сначала по правой, затем по левой ладони.
Заберусь на горку,
Ух! Дети кладут мячик на правую ладонь и прокатывают его по всей руке вверх до правого плеча.
Съеду с горки –
Бух! Скатывают мячик с правого плеча в ладонь, затем повторяют эти движения, но с левой рукой.
Я мячи кругом катаю
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю. Дети катают мячи в руках, делая движения вперед - назад, вправо – влево между ладонями.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку. Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка. Поочередно крепко сжимают и разжимают мячик в ладонях.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук. Передают мяч из одной руки в другую.
Крепко мячики сжимаем
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони.
Мячики
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Мячики прощаются,
В ладошку возвращаются. Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.
Мячик – крошка
Посмотри, мяч какой —
Круглый он и небольшой! Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.
Этот мячик – крошка, Спрятался в ладошке. Убирают мячик за спину.
Ежик мой колючий
Ежик мой колючий,
Кончился мороз трескучий. Дети катают мячи в руках, делая движения им по ладони другой руки, затем меняют руки.
Вылезай из теплой норки
И проветривай иголки. Дуют на мячик.
Игры с колючими ковриками
Дорожка
Наши пальчики, как ноги,
Побежали по дороге.
Очень быстро мы бежали, Указательные и средние пальцы обеих рук «бегут» по неровной поверхности коврика в любом направлении.
Но споткнулись
И упали! Дети сгибают пальцы —«упали на колени». Дети кладут ладони на коврик.
И тихонечко поспали! Кладут ладони под голову.
Тропинка
Шел мишутка —
Топ да топ — Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении.
Вдоль звериных
Тайных троп. Подушечками пальцев водят по поверхности коврика — «чертят тропинки или линии» в любом направлении.
Но устал и сел на пень. Дети ставят кулак на кулак «медведь на пеньке».
И ему подняться лень! Кладут ладони на коврик — «медведь спит».
Столик
Я стучу, стучу, стучу —
Новый столик сколочу! Стучат кулаками о коврик.
Мягкой кисточкой покрашу
Столик, стул и кошку Машу. Поочередно гладят ладонями неровную поверхность коврика.
Разминка
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки. Пальцы правой и левой рук «бегут» по коврику.
Дикие животные
Заяц и ежик навстречу
Друг другу
Шли по дорожке, по полю,
По лугу, Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика.
Встретились — и разбежались Они.
Быстро бежали — поди догони! Дети стучат кулаком о кулак.
Жук
Жук по зеленой травке ползет. Все пальцы правой и левой рук передвигаются по неровной поверхности коврика в любом направлении.
Дойдет до конца и упадет! Дети кладут обе ладони на поверхность коврика.
Игры с прищепками
Котенок - глупыш
Больно кусает
Котенок - глупыш!
Он думает, что это
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться —
Скажу тебе: «Кыш!» Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.
Жук
Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит
И усами шевелит! Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фа-ланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.
Зеленый кустик
Растет зеленый кустик.
Дотронешься – укусит. Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.
Игры с решетками
Ботинки
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем!
Мы идем по лугам,
По зеленым берегам.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали! «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
После лезем под кровать, Убирают решетку в сторону.
Будем там тихонько спать! Кладут ладони обеих рук под голову.
Прогулка
На прогулку мы пойдем
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой
Каждый станет сильным, Ловким. «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
Помощники
Раз, два, три, четыре —
Мы посуду перемыли:
Чайник,
Чашку,
Ковшик,
Ложку
И большую поварешку. «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
Кто идет?
Идет собака.
Кот идет.
И дождь идет, и град.
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
По ягоды
Мы шли, шли, шли,
Землянику нашли!
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы идем искать опять! «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
Игры с шестигранными карандашами
Веселый карандаш
Карандаш в руках катаю,
Дети крутят карандаш между ладонями.
Между пальчиков верчу, Пропускают карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руках.
Непременно каждый пальчик Быть послушным научу! Крутят карандаш между ладонями.
Вертолет
Отправляется в полет
Наш красавец вертолет! Дети вращают карандаш пальцами обеих рук вверх-вниз.
Литература:
1. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. СПб. : Каро, 2003г. С 56.
2. Галкина Г. Г Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М. : «Издательство «Гном и Д», 2005. С. 40.
3. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012 г. С. 96.
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006. С. 48 с.
5. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2011. – 32 с. : ил.
6. Нищева Н. В. «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»– СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2015 г. С. 199.