Любовь Зулаева
Игры, направленные на речевое развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, направленные на речевое развитие.
Подготовила Зулаева Любовь Ивановна, воспитатель групп раннего возраста МКДОУ ДС «Буратино», г. Лагань Республика Калмыкия
Не секрет, что в группах для маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Для решения этой проблемы больше внимания я уделяю именно развитию речи детей.
Публикация «Игры, направленные на речевое развитие» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Речевое развитие детей раннего возраста осуществляется также в процессе дидактических игр, упражнений с дидактическими игрушками и материалами. Их проводят как во время, отведенное для занятий, так и в часы самостоятельной деятельности детей.
Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
И занятия, и игры строятся с соблюдением основных дидактических принципов, например постепенного усложнения.
В дидактические игры постепенно вводятся более сложные правила, разнообразятся способы использования игрушек; сначала обращается внимание детей на общий вид предмета. В дальнейшем в играх с предметами обихода или дидактическими игрушками выделяются отдельные признаки предмета (цвет, форма, величина). Затем у детей формируют разнообразные пространственные ориентировки: высоко-низко, выше-ниже, ближе-дальше, вперед-назад и др.
В дидактических играх используются приемы наглядно-действенного обучения, в частности показ, объяснение способов использования материалов и игрушек, включение речевых и двигательных поручений. Дети достают и называют игрушки из «чудесного мешочка», разыскивают их в комнате («Найди игрушку», отгадывают предметы на ощупь («Угадай, что спрятано»).
Велика активность детей в разнообразных играх с куклой («Выкупаем куклу», «Уложим спать», «Угостим куклу чаем»). Эти игры не только развивают речь детей. Помогая воспитателю раздевать, кормить куклу, укладывать ее спать, дети приобретают самостоятельность в сюжетных играх. Так, в игре «Выкупаем куклу» дети уточняют названия одежды, предметов, необходимых для купания, порядок действий. Активность детей поддерживается с помощью разнообразных вопросов и поручений: «Помоги снять с куклы платье. В чем мы будем купать куклу? Чем будем вытирать?»
Познавательные задачи в дидактической игре решаются не прямо. Они связываются с занимательным началом, игровыми действиями. В младших группах в дидактических играх используют интерес детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, смене действий, поиску предметов, отгадыванию («Найди фонарик», «Что изменилось»). Развернутого действия во многих играх еще нет, и они проводятся в форме поручений, часто вводится передвижение детей (в комнате, на участке, например игра в «поезд» и др.)
В дидактических играх свободна организация детей, они не всегда сидят, а могут двигаться, находиться в разных местах комнаты, участка. На участке в зависимости от погоды (например, весной и осенью в дождливую погоду) проводятся игры, не требующие большого пространства: «Кто ушел?», «Скажи, что звучит»
Кроме дидактических игр, я организую разнообразные упражнения с дидактическими игрушками и материалом. Это разборные деревянные, пластмассовые сюжетные игрушки – башенки, матрешки.
Игры и упражнения с дидактическими игрушками незаменимы, когда в дополнение к занятиям нужно закрепить запланированные задачи.
В сотрудничестве с родителями были выполнены дидактические пособия для детей по развитию речи : «Волшебная книжка», «Кто, что ест?» Цель: называть животных, чем они питаются. «Найди по цвету». Цель: формировать умение сравнивать по величине (большое, маленькое, соотносить цвета). «Во что одета кукла» Цель: называть наименование одежды, цвет. Пальчиковая игра, сказка «Репка». «Пальчик-мальчик», «Этот пальчик дедушка». «Что растет в саду, а что растет в огороде?» Цель: различать овощи и фрукты. «Разноцветный сундучок» Цель: по картинке составлять предложение из 3х – 4х слов.
Все эти дидактические игры направлены на речевое развитие ребенка, формируют его словарный запас и одновременно способствуют развитию его интелекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.