Ирина Хиценко
«Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы; осуществлять контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Ход деловой игры
1. Вступительная часть
Выступление старшего воспитателя :
Публикация «„Познавательно-речевое развитие дошкольников“, Педсовет в форме деловой игры „Педагогический ринг“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, чаще – за компьютером, у телевизора или с игрушками, редко слушает сказки и рассказы из уст мамы или папы. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами чаще всего сталкиваются педагоги и родители.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
1. Односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамотно построить распространенное предложение
2. Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание речи сленговыми выражениями, употребление нелитературных слов.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: сюжетный или описательный рассказ.
6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.
Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад. Считается, что
планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле.
Дошкольное детство – значимый этап становления способностей человека: двигательных, познавательных, творческих и других. Важно на данном этапе комплексно и разносторонне развивать способности ребенка. При разработке содержания и методике занятий, в том числе по физическому развитию, стимулирующих познавательную активность детей, мы руководствуемся тем, что уровень познавательной активности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес. Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий, связанных с работой или учебой.
Учитывались также основные требования, которые предъявлялись к деятельности, развивающей способности человека: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности исполнения, должная мотивация.
Активизировать познавательную деятельность помогли специальные организационно-методические приемы:
1. Упражнения дыхательной гимнастики, особенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных органов за счет произнесения на выдохе различных звуков и звукосочетаний.
2. Произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время упражнений статического характера.
3. Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук.
4. Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста.
5. Использование в процессе сюжетных занятий загадок, песен, словесных методов.
2. Проведение деловой игры
Правила игры:
-умение слушать других;
-вырабатывать общее решение вопроса;
-принимать активное участие в игре;
-не оспаривать оценку жюри;
-соблюдать культуру речи и тактичность;
-придерживаться регламента.
Атрибуты игры:
-эмблемы команд;
-значки капитанов;
-куб с цифрами;
-колокольчик;
-песочные часы;
-запись с легкой музыкой;
-воздушные шары с вопросами внутри.
Ведущий представляет команды, напоминает правила игры.
Разминка
Капитаны команд бросают куб с цифрами и получают по вопросу для своих команд:
1. Какой вид деятельности дошкольника благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра)
2. Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (воспитание, социальная среда, наследственность)
Скороговорка
Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать скороговорку и произнести четко и быстро.
-В живом уголке жили ежи да ужи
-Лена искала булавку, а булавка упала под лавку
Блиц-турнир
Ведущий предлагает капитанам выбрать по воздушному шару с вопросами.
Вопросы для первой команды:
1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (на первом плане- общение со сверстниками, дети умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами.)
2. Назовите главные задачи познавательного развития (развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, обобщать способы собственной деятельности, отбирать необходимую информацию)
Вопросы для второй команды:
1. Перечислите функции речи старшего дошкольника (речь служит для установления контакта с окружающими, привлечения к себе внимания, речь как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка)
2. Назовите задачи познавательного развития в процессе патриотического воспитания (развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки; воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, этики межнациональных отношений)
Кроссворд
По горизонтали: 1. Особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. (эмоции). 2. Жесткий стиль руководства с опорой на принуждение (авторитаризм). 3. Стиль руководства, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях (демократизм). 4. Моделирование детьми действий взрослых; школа общения с ребенка. (игра)
По вертикали: 1. Одна из форм человеческого взаимодействия, обмен действиями, мыслями, поступками. (общение) 2. Обострение взаимоотношений (конфликт) 3. Устойчивые эмоциональные отношения к людям, к явлениям действительности (чувства) 4. Средство общения (язык)
Музыкальная пауза (подведение итогов)
3. Подведение итогов, принятие решений
1. На занятиях и в свободное время создавать проблемные ситуации, побуждающие к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира
2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы поисковой деятельности.
3. Педагогам представить в методический кабинет разработки развивающих игр для создания картотеки.