Наталья Заложных
Игры на развитие высших психических процессов и профилактика дислексии — связь есть
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Тема: Игры на развитие высших психических процессов и профилактика дислексии – связь есть!
Заложных Наталья Викторовна, учитель-дефектолог, МБДОУ д/с №12 г. Белгород
Плужник Валентина Николаевна, учитель-дефектолог, МБДОУ д/с №12 г. Белгород
Публикация «Игры на развитие высших психических процессов и профилактика дислексии — связь есть» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Сейчас в литературе можно встретить разные определения и классификации понятия «дислексия», это зависит от того, специалист какого направления даёт это определение. Но большинство логопедов, психологов, дефектологов, нейропсихологов будут согласны в одном, что дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное недоразвитием высших психических функций (ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения.
Главный симптом дислексии — медленное чтение по слогам или буквам. Ребёнок додумывает написанное, меняет слова, путает или переставляет местами буквы в них — такое чтение называется «угадывающим». Если попросить ребенка сформулировать главную мысль или пересказать текст, для него такая задача станет практически непосильной.
Может показаться, что этому описанию соответствуют все дети в начальной школе. Только чаще всего уже к концу второго класса навык автоматизируется и чтение становится беглым, даётся без особых усилий. А людям с дислексией читать сложно всегда.
Специальная коррекционно-развивающая работа по преодолению дислексии строится на выполнении специальных упражнений, нацеленных на становление всех речевых сторон:
1. Развитие и совершенствование фонематического восприятия.
2. Работа над звукопроизношением.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов.
5. Развитие психических процессов : восприятия, внимания, мышления, памяти.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности коррекционно-развивающей работы, обеспечения готовности к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка с ЗПР.
Исходя из определения понятия дислексия и особенностей развития высших психических процессов у детей с ЗПР, предлагаем более подробно рассмотреть направление работы связанное с развитием процессов памяти, внимания, мышления, речи.
Упражнение «Корректурные пробы»
Для развивающей работы над зрительными процессами хорошо подходит выполнение корректурных проб. Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т. д.). При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы ребенок учился упорядочивать, организовывать своё внимание.
Начинать выполнение данных упражнений необходимо с вычёркивания (подчёркивания, раскрашивания) одной фигуры, главное – научить ребёнка работать по рядам, а не хаотично. Когда способ действия освоен – можно усложнять задания – поиск нескольких объектов ( они отмечаются разными способами: подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружок и т. д.). Затем можно ограничивать время выполнения заданий.
Игра «Дорисуй фигуры»
В этих заданиях ребенку предлагается дорисовать картинку. То есть дана половина рисунка, а вторую половину ребенок должен выполнить сам. Он может дорисовать недостающие детали, закончить и раскрасить рисунок или узор. На первый взгляд - сделать это просто. Но на самом деле подобные задания позволяют развить внимание, мелкую моторику, логическое мышления, способность образно и нестандартно мыслить. Выполняя эти задания, ребенок учит, что такое симметрия, замечает мелкие детали, развивает зрительную память.
Игра «Помоги найти путь»
Игры-головоломки для детей дошкольного возраста с ЗПР «Помоги найти путь» способствуют развитию логического и пространственного мышления, а так же помогают потренировать графомоторные навыки. Лабиринты для детей с ЗПР – одно из полезных и в то же время интересных видов занятий, где есть определенная цель, к которой дойти не так уж и легко.
Если ребенок знает буквы, для закрепления их графического изображения можно использовать лабиринты букв, или буквенные дорожки. Суть этих дорожек в том, что ребенку необходимо проложить маршрут от буквы к предмету, закрашивая (проводя, выкладывая камешки) только те кружочки, на которых изображена эта буква. Эффективность прохождения буквенной дорожки усилится, если при построении маршрута ребенок будет произносить вслух очередную найденную букву. Тем самым он запоминает не только её внешний облик, но и звучание.
Игра «Зашумленные картинки»
Зашумленные картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, геометрических фигур или животных. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить. Благодаря этой простой игре у детей с ЗПР развивается зрительное восприятие и внимание.
Таким образом, психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память) можно и нужно тренировать. Хотелось бы обратить внимание, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не стоит превращать игру в скучный урок.