Татьяна Чайкина
Игры на развитие внимания и памяти
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие внимания и памяти
Умение сосредоточивать и удерживать внимание нуждается в постоянной тренировке. Этому способствуют игры, которые можно условно разделить на две группы. Первая группа – это игры, в которых ребенок заранее знакомится с тем или иным объектом и затем ищет его среди других, более или менее сходных с ним. Вторая группа – это игры, в которых ребенку нужно самостоятельно рассмотреть объекты и выделить среди них одинаковые.
К первой группе относятся следующие игры.
Публикация «Игры на развитие внимания и памяти» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Где сестренка?
Перед детьми в ряд или хаотично располагаются куколки или матрешки (игрушки или их изображения). Одна из них находится в стороне. Задание: кто скорее поможет этой матрешке найти свою сестричку? Ребенок берет в руки матрешку, рассматривает ее. Дети дают сигнал: «Раз, два, три – ищи!» Затем они хлопают в ладоши три или пять раз. Если за это время ребенок не находит аналогичную матрешку среди других, он садится на место, а поиск продолжает другой. Сигналы те же. Победивший ребенок получает фишку. Потом появляется следующая матрешка и поиск продолжается. Если дети справляются с заданием быстро, число хлопков сокращается, а если с трудом – увеличивается. Для игры могут быть заготовлены изображения кукол, отличающихся деталями одежды, прическами, узорами на платьях. Чем больше деталей должен учитывать ребенок, тем сложнее осуществить поиск. Имеет значение и расположение фигур: если они расположены в ряд – поиск облегчается, если хаотично – процесс поиска сходной фигуры усложняется и требует от ребенка большей сосредоточенности внимания. Более трудным вариантом игры является условие, при котором ребенок не должен во время поиска смотреть на матрешку-образец, а ищет сходство только по памяти. После выбора две сестрички сравниваются и выносится решение о том, правильно или нет сделан выбор. Если найдены ошибки, в поиск включается другой ребенок или играющему разрешается найти сестричку, глядя на образец.
Найди фото
Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (листок с изображением лица клоуна) и находит его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки. На протяжении игры постоянно поступают на витрину новые фото. Условия выбора усложняются. Эта игра тоже сопровождается счетом, хлопками, речевками типа: «Смотри внимательно – найдешь обязательно!» Можно задавать вопросы: «У тебя какой клоун? (Веселый, грустный и т. д.) Как бы нам его назвать? (Плакса, Ворчун, Хохотун и т. д.) В поисках ответов на данный вопрос принимают участие все играющие.
Вариантом этой игры может быть игра «Наоборот». В ней ребенку надо найти выражение лица клоуна, противоположное изображенному на его карточке. Такую игру дети называют «Веселый и грустный». Игра учит детей понимать мимику и обозначать ее соответствующим словом. Она развивает наблюдательность и сосредоточенность внимания.
Помоги зебренку
На фланелеграфе располагаются фигурки зебр, целое стадо. В стороне от него маленький зебренок, он потерял свою маму-зебру. Надо помочь ему найти ее, при этом воспитатель сообщает, что зебренок точь-в-точь такой же, как его мама, только маленький, т. е. у него также расположены полоски на туловище, такая же кисточка на хвосте, такая же челочка на лбу. Опираясь на эти признаки, играющий начинает свой поиск. Найдя маму, он располагает зебренка около нее. Затем следующий ребенок ищет имаму другого зебренка. Игра требует от детей большого внимания, так как одновременно нужно ориентироваться на ряд признаков.
Пастух
В игру дети играют небольшой подгруппой. Условие: помочь пастуху разыскать корову по определенным приметам. Так же как и в предыдущей игре, ребенку необходимо сконцентрировать внимание на нескольких признаках: особенностях окраски туловища, форме и окраске рогов и т. д. Поиск усложняется тем, что различия в признаках незначительны и надо быть особенно внимательным и точным.
Следующая группа игр более сложна. В них детям уже не дается образец-эталон, опираясь на который они находят аналогичные предметы, здесь игровая ситуация требует, чтобы дети сами выделили среди разнообразной группы объекты, объедененные общими признаками. Задача игры требует распределения внимания и детального анализа объектов. Но, несмотря на трудности, дети обычно охотно включаются в поиск, им нравится проверять свои возможности, приятно получить оценку «Самый зоркий», включиться в соревнование.
Найди футболистов в одинаковой форме
На фланелеграфе располагается от 8 до 12 фигурок футболистов. Из них несколько пар или 2 – 3 футболиста имеют одинаковую форму. У остальных форма отличается отдельными деталями. Задача: кто быстрее найдет футболистов в одинаковой форме. Возможен вариант, когда на двух фланелеграфах располагаются соответственно фигурки футболистов и хоккеистов. Дети разделяютя на две команды. Поиск ведут одновременно представители той и другой команды. Фигуры постоянно дополняются. Выигрывает та команда, которая быстрее сделает правильный выбор.
Цирк
Из десяти клоунов только два совершенно одинаковые. Разыскивая их, ребенку нужно ориентироваться на три признака: цвет колпачка, расцветка костюма и количество шаров над головой клоуна. Если дети затрудняются, необходимо подсказать им путь анализа: сначала найти клоунов в одинаковых костюмах, затем среди них – с одинаковыми колпачками, потом – с одинаковым количеством шаров. Так же как и в предыдущей игре, необходимо иметь фигурки клоунов для замены. Усложненный вариант задания: клоун ищет друга. Дети решают, что нужно изменить в облике того или иного клоуна, чтобы он нашел себе пару: прикрепляют ему новый колпачок или добавляют шар (выбирая их из набора). По условиям игры, каждый выигравший ребенок становится дрессировщиком, по его команде выбранные дети изображают разных дрессированных животных: собак, тигров, обезьян, голубей (подают голос, прыгают, танцуют, кружатся, кланяются и т. д.)
Белоснежка и семь гномов
Гномы оделись не одинаково, некоторые нарушили подбор одежды. Белоснежка должна быстро разыскать рассеянных гномов и помочь им переодеться. В игре детям нужно решить, как выглядит костюм гнома, и соответственно найти нарушения в одежде рассеянных гномов. Найдя одежду, ребенок зарисовывает определенный значок в кружке. В игре развивается внимание, способность сравнивать и анализировать.