Елена Гурулева
Игры на развитие речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие речевого дыхания.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.
Следует начинать с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12 – 20 см. Надувать воздушные шары можно только когда у ребёнка будет развита достаточная сила ротового выдоха. Более трудной является игра на духовых инструментах.
Публикация «Игры на развитие речевого дыхания» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, поэтому нужно после каждого упражнения делать отдых. Так же могут вызвать головокружение, нужно прекратить занятие и потереть ладони.
После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса. В своей работе использую такие игры на дыхание :
1. «Загнать мяч в ворота»
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтоб не надувались щёки, для этого их можно придерживать пальцами; загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
2. «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длинно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Нижняя губа не должна натягивать на нижние зубы; нельзя надувать щеки; следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
3. «Чей одуванчик раньше улетит?»
Цель: развитие длительного ротового выдоха.
Сорвать одуванчик и подуть на цветок. Вдох носом и длительный выдох через рот, сдуть пушинки за 1 –3 раза.
4. «Бабочка, лети!»
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Перед детьми полянка с бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. По сигналу дети дуют на бабочек. Дуть только на одном выдохе.
5. «Свеча» (задуй свечу)
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
- «Тихий ветерок» Сделать вдох, медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло.
- «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.
6. «Покатай карандаш»
Цель: развитие длительного ротового выдоха.
Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш.
7. «Пузырь».
Цель: развитие длительного ротового выдоха.
Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз. Имитируя сдутый пузырь, затем постепенно расширяют круг, приговаривая: «раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся»
Логопед: «пузырь лопнул». Дети идут к центру, произнося звук Ф и подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы дети не надували щёки.
8. «Ныряльщики»
Цель: выработка дифференцированного дыхания.
Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом, обхватывая себя руками и приседая, делают выдох носом. Повторять не больше 2 – 3 раз.
9. «Погрей руки»
Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот
10. «Мыльный пузырь».
Чей пузырь будет летать дольше?
11. «Духовые инструменты» (необходимо обрабатывать инструменты)