Татьяна Васильева
Игры и упражнения для речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Игра со свечой.
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Мыльные пузыри.
Публикация «Игры и упражнения для речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход игры. Дети с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувают «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопнули не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Все дети следят за улетающими мыльными пузырями и одновременно хором, а в конце по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно – пузыри!
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой – со сливу!
- Мой – с орех!
- Мой – не лопнул дольше всех!
Волшебные слоги и слова.
1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога: ма, мо, му. мы, ми; на, но, ну, ны, ни; та, то,ту, ты; да, до, ду, ды; ба, бо, бу, би.
2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова по слогам: ма-ма, Ми-ла, мы-ла, но-ты, ко-ни, де-ти, ды-ня, му-ха, ва-та, но-ги, ду-хи, лу-на.
3. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев по слогам трёхсложного слова: ма-ли-на, ка-ли-на, ма-ши-на, ку-би-ки, за-пе-ли, мо-не-та, па-на-ма, у-тя-та, ко-тя-та, ка-би-на, га-зе-та, ми-мо-за.
4. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов: «мама мыла», «Мила шила», «дети запели».
Упражнения на три вида выдыхания.
Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-ый вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер – СССССССССС…
Шумят деревья – ШШШШШШШШШШ…
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
2-ой вид обслуживает плавную, но сдержанную речь.
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!
Метёт метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!
3-ий вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится – Ф!Ф!Ф!Ф!
Пилит пила – С!С!С!С!
Заводится мотор – Р!Р!Р!Р!
Дети сами могут придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой.
Больной зуб.
Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
Капризуля.
Ход. Дети изображают капризного ребёнка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не занижая и не завышая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
Колокола.
Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар – бом! И отзвук – ммм…
Буммм – Боммм! Буммм – Боммм! Буммм – Боммм!
Диньнь – Доннн! Диньнь – Доннн! Диньнь – Доннн!
Колыбельная.
Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».
Игры и упражнения на опору дыхания.
Эхо.
Ход игры. Дети разбрелись по лесу. Взрослый подзывает к себе детей:
Ведущий: Дети:
Собирайся, детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладошек не жалей! Лей!Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
Если кто-то закукарекал, отдаёт фант, и игра начинается сначала.
Игры на расширение диапазона голоса.
Чудо – лесенка.
Ход игры. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
Вы-со-ту- я-на-би-ра-ю:
Шаг-на-го-ры,
Шаг-на-ту-чи…
А-подъ-ём-всё-вы-ше, кру-че…
Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!
Стрелец.
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!»
На-тя-нул-по-ту-же лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
«Э-э-э-э-э…»
Самолёт.
Ход игры. В руке дети держат воображаемый самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мёртвую петлю»и приземляется на аэродроме. Звуки тянем: ААА…ЗЗЗ. Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.
Упражнения для снятия напряжения с мышц шеи и челюсти.
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать её по спине и груди.
2. Удивлённый бегемот: отбросить вниз резко нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры. Резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань опущена).
Артикуляционная гимнастика.
Зарядка для губ.
Весёлый пятачок:
• на счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперёд, как пятачок у поросёнка; на счёт «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
• сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
• пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
Зарядка для языка.
1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперёд, медленно двигается вправо-влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем»конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьётся о края губ. Как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.
Творческие этюды.
Есть или нет.
Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.
Ход игры.
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание. Если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли клюв у поросёнка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нём ошибки?
Кто во что одет?
Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Ход игры.
Водящий ребёнок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков:
В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Поскорее дай ответ:
Ваня наш во что одет?
Для девочек:
Ждём мы твоего ответа:
Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребёнка.
Внимательные матрёшки.
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.
Ход игры.
Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определённым количеством нарисованных матрёшек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три – замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрёшек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшем» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрёшек не хватает) или же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребёнка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.
Дружные звери.
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры.
Дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочерёдно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить своё движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Главное, чтобы каждая группа выполняла свои движения синхронно, общаясь только взглядом.
Живой телефон.
Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.
Ход игры.
Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперёд и строятся по порядку цифр в названном номере.