Елена Теплова
«Развитие речевого дыхания» (мастер-класс для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха.
Задачи:
1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.
Публикация «„Развитие речевого дыхания“ (мастер-класс для родителей)» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.
3. Мотивировать родителей к занятиям с ребенком.
Предварительная работа:
Подготовка к мастер-классу : оформление выставки «Игры для развития речевого дыхания», создание презентации «Дышим правильно, говорим красиво, болеем редко!»
Участники семинара: учитель - логопед, родители.
План мастер-класса :
I. Теоретическая часть.
1. Что такое речевое дыхание?
2. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.
II. Практическая часть.
1. Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания.
2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.
3. Просмотр презентации «Дышим правильно, говорим красиво, болеем редко!»
4. Знакомство с пособиями, представленными на выставке «Игры для развития речевого дыхания» и наглядная демонстрация способов работы с ними.
5. Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.
Ход мастер-класса.
I. Теоретическая часть.
Вступительная беседа.
Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.
Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Условия проведения:
1. Не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;
2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
3. Одежда не должна стеснять движений;
4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;
5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
6. ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями
II. Практическая часть.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.
3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух.
4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.
5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Я предлагаю вам посмотреть подготовленную мной презентацию «Дышим правильно, говорим красиво, болеем редко!» и вспомнить условия и правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания.
А теперь я хочу познакомить Вас с играми, представленными на выставке, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
1.«Накорми животных». Ребенку предлагается подуть на вату, направив её в «открытый» рот животного. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки.
3.«Забавные птички». Предложите ребенку научить птичек летать, для этого нужно подуть на них. Губы ребенок складывает трубочкой, щеки не раздувает.
4.«Сдуй снежинку». Расскажите ребенку, что если снежинка будет долго лежать на ладошка, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с ладошки.
5.«Бабочка». Бабочка сидит на цветке инее может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.
6.«Сюжетные картинки». Расскажите ребенку сюжет изображенный на картинке и предложите подуть на детали картинки (в зависимости от сюжета)
7.«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.
Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги мыльные пузыри.
Практическое выполнение упражнений родителями под контролем логопеда.
Совместное изготовление пособия (забавная птичка) для развития речевого дыхания в домашних условиях.
Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания».