Ольга Богданова
Консультация «Развитие речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.
Сегодня мы поговорим о развитии речевого дыхания.
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Публикация «Консультация „Развитие речевого дыхания“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.
При произношении почти всех звуков русского языка речевой выдох должен быть направлен целиком в рот (без частичного попадания в нос). Исключением из этого правила является только два «носовых» звуков [м] и [н].
Речевой выдох должен быть не просто подан в рот, а нацелен в определённое мнсто речевого аппарата, которое находится ближе к выходу из ротовой полости, чем то место, где произносится звук. Это связано с тем, что именно воздушная струя, проходит между органами речи, создаёт звучание конкретных звуков.
Если речевой выдох будет настроен иначе, он не достигнет точки произношения и звук получится неполноценным.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таким игровых упражнений.
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:
«Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони);
«Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты);
«Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);
«Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке);
«Свечка» (задувание свечи);
«Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек);
«Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т. д.
Предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей :
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
«Бабочка – лети»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.
«Одуванчики»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.
Комплексы упражнений для развития речевого дыхания.
Комплекс №1
1.«Сдуй пушинку» - вдох носом, выдох ртом на ладошку 3-4 раза (с ватным шариком).
2. «Ныряльщики» - вдох носом, задержать дыхание от 5до 10 секунд. Выдох ртом 2-3 раза.
3. «Песенка» - вдох носом, произносить на одном выдохе гласные звуки, продолжительно (а…а…а, прерывисто (а-а-а-а, громко, тихо. Затем на одном выдохе: ма, па, ба и т. д. (непрерывно, прерывисто). Важно, чтобы ребёнок произносил все слоги на одном вдохе и выдохе и во время произношения не вдыхал дополнительно.
Комплекс №2
1. «Птицеферма» - вдох носом, на одном выдохе произнести слоги: га-га-га, ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря, куд-куда. Произносить 2-3 раза, постепенно увеличивая до 5-6 раз.
2. «Счёт» - вдох носом, произносить на одном выдохе слова: один, один-два, один-два-три и т. д. до тех пор, пока хватит дыхания, не доводя до перенапряжения.
3. «Ныряльщики» - вдох ртом, а выдох носом, разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Затем, обхватывая себя руками и приседая «в воду», делать выдох носом. Выполнять 2-3 раза.