Екатерина Наймушина
Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ»
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей в домашних условиях.
Задачи:
1. Информировать родителей о значении речевого дыхания.
2. Познакомить с правилами выполнения гимнастики.
3. Стремиться установить доверительные отношения с родителями.
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
4. Формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом.
Логопед. Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас.
Спасибо, что уделили своё время для занятия. Надеюсь все вы пришли с хорошим настроением.
Сегодня мы будем говорить о правильном дыхании.
Дыхание… С первым криком ребёнка легкие делают первый вдох и потом на протяжении всей жизни мы не прекращаем дышать. Поэтому говорить о важности дыхания для человека не приходится.
Существует несколько типов дыхания, которыми человек пользуется в течение жизни:
• верхнее (ключичное) дыхание. Этот тип дыхания непродуктивен : при наибольших энергозатратах он дает наименьший результат.
• среднее (грудное, или реберное) дыхание. Характерно для «интеллектуалов» — лиц, ведущих малоподвижный образ жизни.
• нижнее (диафрагмальное, или брюшное) дыхание;
• полное дыхание (йоги).
Как логопеда, меня волнует вопрос речевого дыхания, ведь речь – это озвученный выдох. Очень часто ко мне на занятия попадают дети, которые нуждаются в коррекции речевого дыхания.
Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей.
Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).
Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающихся с соответствующими движениями.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час,
ещё лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуются выполнять в свободной одежде, которая не стесняет дви-жения.
4. Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.
5. Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-6 минут.
6. При выполнении заданий контролируйте своего ребё нка: вдох – через нос, а выдох- через рот. Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки, выдох должен быть длинным и плавным, губы лучше немного скруглить (вытянуть).
Этапы выполнения дыхательных упражнений :
1. Принять позу и зафиксировать её.
2. Расслабиться.
3. Сосредоточиться на упражнении, обдумать его основные элементы.
4. Выполнить дыхательное упражнение.
5. Отдохнуть после упражнения, сменив позу.
1. Игра «Бегемотик»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Родитель, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
2. Игра «Качели»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству родите-лей.
Родителю, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.
Игры на формирование воздушной струи.
Всем известные «мыльные пузыри», воздушные шарики, вертушки, дудочки, свистки.
3. Игра «Воздушный футбол»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.
4. Игра «Листопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.
5. Игра «Снегопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
Снежинок много я собрал,
Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
6. Игра «Кораблик»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
7. Игра «Лети, перышко!»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
8. Игра «Мой воздушный шарик»
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
9. Игра «Лесная азбука»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
Практическое выполнение упражнений родителями под контролем логопеда.
Совместное изготовление пособия «Дуб» для развития речевого дыхания в домашних условиях.
Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания».
Логопед: Спасибо, что нам уделили время