Мария Артемова
Игры для дифференциации звуков [с]-[ш]
▼ Скачать + Заказать документы
У детей дошкольного возраста часто наблюдается смешение в речи звуков С – Ш. Основной причиной этого является нарушение фонематического восприятия. Дети плохо различают данные звуки на слух и затрудняются сделать правильный выбор звука при произнесении. Устранению этого дефекта достойное место отводится на логопедических занятиях. Но и воспитатели могут помочь детям в разрешении данной проблемы.
Публикация «Игры для дифференциации звуков [с]-[ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Прежде всего, необходимо выявить, чем различаются звуки С и Ш. Предложим детям произнести (перед зеркалом) звуки С и Ш и сравнить их. Заметим, что при произнесении звука С губы растянуты в улыбке, а при произнесении звука Ш губы округлены бубликом и выдвинуты вперед. Когда произносим звук С, язык находится в низу ротовой полости, за нижними зубами, а когда произносим звук Ш, язык поднимается вверх, за верхние зубы. И наконец, при произнесении звука С изо рта выходит холодная струя воздуха, а при произнесении звука Ш – теплая. Это можно ощутить тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Акустически звук С похож на свист, он свистящий, а звук Ш похож на шипение, он шипящий.
Научить детей дифференцировать звуки С-Ш помогут следующие игры и игровые упражнения.
«Угадай-ка»
У детей карточки со схематичным изображением улыбки и бублика. Карточка с улыбкой обозначает звук С, так как при его произнесении губы растягиваются в улыбке. Карточка с кружочком-бубликом – это звук Ш, так как губы при его произнесении округлены.
Воспитатель произносит звуки С и Ш попеременно, дети поднимают нужные карточки.
Можно сыграть и наоборот: педагог поднимает поочередно карточки с изображениями, а дети угадывают и называют соответствующие звуки.
Аналогична игра «Солнышко-снежинка». Звук С обозначает снежинка (при произнесении звука С струя воздуха холодная, звук Ш – солнышко (струя воздуха теплая).
«Не ошибись»
Воспитатель то поднимает кисть руки вверх, то опускает её вниз. Если кисть руки поднимается верх, то дети произносят звук Ш (кончик языка вверху, если кисть руки опускается вниз, то произносят звук С (кончик языка внизу).
Можно и наоборот, педагог называет звуки С, Ш вперемешку, а дети то поднимают, то опускают кисти рук.
«Свистит – шипит»
Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести С-С-С. Насос: С-С-С… Гусь: Ш-Ш-Ш… Соловей: С-С-С… Змея: Ш-Ш-Ш… и т. д.
«Прогулка на велосипедах»
Воспитатель говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: С-С-С… (Дети, имитируя насос, произносят: С-С-С) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? ( Дети: Ш-Ш-Ш) Заклеим дырочку и ещё раз накачаем шину. ( Дети: С-С-С)
Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины? ( Дети: Ш-Ш-Ш)
«В лесу»
Воспитатель:
- Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки)
- Подул теплый ветерок, зашелестели листья: Ш-Ш-Ш… ( Дети быстро шевелят пальчиками и произносят: Ш-Ш-Ш)
- Подул холодный ветер: С-С-С, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками, произнося: С-С-С)
- Ветер затих – больше не шевелятся ни листочки, ни ветки. (Дети расслабляются)
- Снова подул холодный ветер: С-С-С… (Дети вновь покачиваются и машут руками, произнося: С-С-С…Затем опять расслабляются)
«Ловишки»
Педагог произносит слоги: СА, ША, СО, ШО, ШУ, СУ, СЫ, ШИ, ШЕ, СЭ…А дети должны хлопнуть в ладоши, ели услышат слог со звуком Ш.
Аналогично играем со словами.
«Упрямый ослик»
Игра с мячом
Воспитатель:
- Ослик хоть и научился произносить звук С, но упрямо продолжает заменять его звуком Ш. Ему говорят: «СА». А он в ответ: «ША».
Педагог кидает ребенку мячик и произносит слог со звуком С. Ребенок заменяет С на Ш, произносит новый слог и возвращает мячик.
«Волшебники»
Игра с мячом
Воспитатель:
- Дети, вы можете стать настоящими волшебниками и превратить один предмет в совершенно другой. Чудо произойдет, если звук Ш в слове вы замените звуком С.
Педагог кидает ребенку мячик и произносит слово со звуком Ш. Ребенок заменяет его звуком С, произносит новый слово и возвращает мячик.
Примерные слова: шутки - … (сутки, шок - (сок, шитый -, мишка -, кашка -, башня -, Машка -, уши -, ваш - …шуметь -, пашу -, шкала -, каша -, крыша -, шалить - ….
«Помогите игрушкам»
На столике лежат картинки, в названиях которых есть звук С или Ш, и игрушки: мишка и кукла. Воспитатель говорит:
- Кукла Соня и мишка играли и перепутали картинки. Помогите игрушкам: Соне соберите картинки со звуком С в названии, а мишке – со звуком Ш.
Дети по очереди подходят к столику, выбирают картинку, называют её и отдают Соне или мишке, обосновывая свой выбор.
«Магазин»
На столике лежат предметы, в названиях которых есть звук С или Ш (шашки, воздушный шар, карандаши, игрушки: мишка, мышка, лиса, слон, совок, сова и др.) У детей кружочки-монетки с буквами С и Ш. У столика воспитатель в роли продавца. Дети подходят к столику, выбирают товар и оплачивают нужной монетой. Продавец уточняет, какой товар выбран, какой монетой оплачен и почему.
«Звуки заблудились»
Воспитатель читает детям двустишия, выясняет, что не так, предлагает исправить ошибки.
Положили кашу в МИШКУ,
Угостили мёдом МИСКУ.
Прочитали в книге БАШНЮ,
А из снега строим БАСНЮ.
Мой братишка любит СУТКИ,
День и ночь всё вместе ШУТКИ.
Вот поэт нас насмешил!
Он, наверно, поспешил.
Ты поправь его, дружок,
Скажи правильно стишок.
«Путаница»
Игра аналогична предыдущей.
- Послушайте, что натворил злой волшебник. Он всё запутал.
Положили в плошку … КАСКУ.
Надевал пожарный … КАШКУ.
Сочинял писатель … БАШНЮ.
Рисовал художник … БАСНЮ.
Сладко спит в берлоге … МИСКА.
На столе с салатом … МИШКА.
В поле землю я … ПАСУ.
На лугу коров … ПАШУ.
На лицо надета … МАШКА.
Имя нашей кошки … МАСКА.
Как нам хочется … ШУМЕТЬ
Спать спокойно, не … СУМЕТЬ.
- Расколдуйте стихи: закончите строчки правильными словами.
«Мышеловка»
Часть детей составляет круг (мышеловку). Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети – мыши. Дети, стоящие в кругу, тихо говорят:
Все спят –
Детки спят.
Волк в лесу спит.
Кукла Настя спит.
Только мыши не спят,
Они кушать хотят,
В мышеловку глядят.
После этих слов мышки начинают бегать, тихо пищать: С-С-С, вбегать в круг, выбегать из круга. По сигналу педагога (удар барабана, бубна, колокольчик) мышеловка захлопывается – дети опускают руки. Часть детей оказывается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мыши не будут переловлены.
Использованная литература
1. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под редакцией В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.
2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
3. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб. : КАРО, Дельта +, 2004. – 336 с. – (Популярная логопедия)
4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
5. Школьник Ю. А. Логопедия – Ил. Ю. Школьник. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 96 с., ил.