Получи документы

Дидактические игры для формирования слуховой дифференциации звуков

Ирина Ефименко
Дидактические игры для формирования слуховой дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письменной речью. Ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития у детей с ОНР III уровня является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Вследствие этого, профилактика дисграфии у старших дошкольников с ОНР III уровня рассматривается как одно из актуальных и приоритетных направлений в логопедии.

Публикация «Дидактические игры для формирования слуховой дифференциации звуков» размещена в разделах

Важным моментом при осуществлении профилактики дисграфии становится выбор методов обучения. Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально. Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игровая деятельность доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Самый эффективный метод профилактики нарушений письменной речи – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Одной из задач по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии является:

• воспитание слуховой дифференциации звуков речи.

С целью решения данной задачи мною были изготовлены дидактические игры : "Помоги Красной Шапочке собрать букет", "Поможем Гному собрать ягоды", "Помоги Снегурочке нарядить ёлку", "Помоги Русалочке", "Помоги Лунтику собрать яблоки" и др. Использование в игре знакомых детям персонажей помогает вызвать у детей интерес, желание выполнить игровое задание, что ведет к формированию навыков слуховой дифференциации звуков.

"Поможем Гному собрать ягоды"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Л]-[Ль] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Гнома на земляничной поляне, контурные изображения 2-х корзинок, контурные изображения ягод земляники с картинками, в названии которых есть звуки [Л], [Ль].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Кто с фонариком весёлый

Носит синий сюртучок;

Вместо шапки удлинённый,

Золотистый колпачок?

Заповедные тропинки,

По утрам, кто подметает?

Ягодки по две корзинки

В чаще леса собирает?

На полянке старый дом.

Кто живёт в нём?. (Гном).

- Гном любит собирать в лесу ягоды. Назови ягоды которые растут в лесу. (Ответ ребёнка).

- Гном приготовит из ежевики варенье какое? (Ежевичное).

- Гном приготовит из брусники какое? (Брусничное).

- Гном приготовит из голубики варенье какое? (Голубичное).

- Гном приготовит из черники варенье какое? (Черничное).

- Гном приготовит из малины варенье какое? (Малиновое).

- Гном приготовит из клюквы варенье какое? (Клюквенное).

- Гном приготовит из земляники варенье какое? (Земляничное).

Больше всего Гном любит земляничное варенье, давай поможем ему собрать ягоды. Ягоды надо собирать в 2 корзинки. В одну корзинку надо собрать ягоды с картинками, в названии которых есть звук [Л], в другую корзинку надо собрать ягоды с картинками, в названии которых есть звук [Ль].

"Помоги Снегурочке нарядить ёлку"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие зрительного гнозиса.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Снегурочки на фоне зимнего пейзажа с ёлками, контурные изображения 2-х ёлок, карточки с буквами С, Ш (синего цвета, контурные изображения ёлочных шаров с картинками, в названии которых есть звуки [С], [Ш].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Если Дед Мороз приходит

Внучку он с собой приводит,

С длинной белою косой,

Ликом дивною красой.

Чтобы рядом та стояла

Всем подарки раздавала,

Заводила хоровод.

Как её зовёт народ? (Снегурочка).

- Вокруг чего на Новый год водят хоровод? (Ответ ребенка).

- Давай подберём "Семейку слов" к слову ЁЛКА (ёлочка, ёлочный, еловый, ель, ельник.)

- Давай поможем Снегурочке нарядить ёлки. На одну ёлку нужно повесить ёлочные шары с картинками, в названии которых есть звук [С], на другую шары с картинками, в названии которых есть звук [Ш].

"Поможем Лунтику собрать яблоки"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Ц]-[С], [Щ]-[Сь] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи и зрительного гнозиса.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Лунтика на фоне садового участка, контурные изображения 2-х корзин, карточки с буквами С, Ц (синего цвета, карточки с буквами С, Щ (зелёного цвета, контурные изображения яблок с картинками, в названии которых есть звуки [Ц], [С], [Щ], [Сь].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с Луны -

Его знают, любят малыши. (Лунтик).

- Лунтик очень любит яблоки. Где растут яблоки? (Ответ ребёнка).

- Как ты думаешь, почему Лунтику нравятся яблоки? Яблоки (какие) - (вкусные, сочные, спелые, ароматные.)

- У Лунтика есть друзья, назови их. (Ответ ребёнка).

- Лунтик любит угощать своих друзей яблоками. Давай поможем Лунтику собрать урожай яблок для угощения его товарищей.

1 вариант игры :

В одну корзину надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [Ц], в другую корзинку надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [С].

2 вариант игры :

В одну корзину надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [Щ], в другую корзинку надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [Сь].

"Помоги Русалочке"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Л] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Русалочки на дне моря, контурные изображения 2-х аквариумов, контурные изображения рыбок с картинками, в названии которых есть звуки [Л], [Р].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Я живу на дне морском

Во дворце из лилий

Вместе с сёстрами, отцом,

Рыбами чудными.

У меня красивый хвост

И волшебный голос.

И искрится под водой

Золотистый волос.

У меня желанье есть -

Стать земной девчонкой:

Буду бегать, танцевать

И смеяться звонко! (Русалочка).

- Назови, каких обитателей моря ты знаешь еще? (Ответ ребёнка).

- В море живет очень много различных рыб. Назови морских рыб каких ты знаешь. (Ответ ребёнка).

- Давай подберём "Семейку слов" к слову РЫБА (рыбёшка, рыбка, рыбный, рыбак, рыбачек, рыбалка.)

- Маленьких рыбок в море ожидает много опасностей. Знаешь ли ты какие опасности их подстерегают? (Ответ ребёнка).

- Русалочка очень любит заботиться о маленьких рыбках. Она решила спрятать их от хищных рыб в аквариумы. Давай поможем ей, в один аквариум спрячем рыбок от акулы, на этих рыбках картинки со звуком [Л], в другой аквариум спрячем рыбок от барракуды, на этих рыбках картинки со звуком [Р].

"Поможем Снеговику собрать снежки"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [С]-[Сь], [С]-[З], [З]-[Зь], [Сь]-[Зь], в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие зрительного гнозиса.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Снеговика на фоне зимнего пейзажа, контурные изображения 2-х ведёрок, карточки с буквами С, З (синего цвета, карточки с буквами С,З (зелёного цвета) контурные изображения снежков с картинками, в названии которых есть звуки [С], [З], [З],[Зь],

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Его слепили дети ловко,

Из снега сделали клубки.

Вместо носика морковка,

Вместо глазок угольки.

На голову ведро одели

И соломенный парик.

А теперь скажи скорее

Кто же это? (Снеговик).

- В какое время года можно слепить снеговика? (Ответ ребёнка).

- Зима какая? (холодная, снежная, морозная, ветреная.)

- Назови зимние забавы детей. (Катание на коньках, катание на санках, катание на лыжах, игра в снежки.).

1 вариант игры :

Ночью Снеговик любит играть в снежки с зайцами и лисами. Он слепил для них снежки. Давай поможем разложить снежки для зайцев и лис в разные ведёрки. В ведёрко для лис сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [С], в ведёрко для зайцев сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [З].

2 вариант игры :

Ночью Снеговик любит играть в снежки с лисами и лисятами. Он слепил для них снежки. Давай поможем разложить снежки для лис и лисят в разные ведёрки. В ведёрко для лис сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [С], в ведёрко для лисят сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Сь].

3 вариант игры :

Помоги Снеговику собрать снежки в разные ведёрки. В одно ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [З], в другое ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Зь].

4 вариант игры :

Помоги Снеговику собрать снежки в разные ведёрки. В одно ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Сь], в другое ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Зь].

"Помоги Красной Шапочке собрать букет"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Ш]-[С], [Ж]-[З], [Ш]-[Ж], [С]-[З] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие зрительно гнозиса.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Красной Шапочки на фоне леса, контурные изображения 2-х ваз, карточки с буквами С, З, Ш, Ж (синего цвета, контурные изображения цветов с картинками, в названии которых есть звуки [С], [З], [Ш], [Ж].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Тёмный лес, цветы, тропинка,

девочка - в руках корзинка.

Пирожки в корзинке той,

Масло бабушке больной.

Серый волк уж тут как тут -

как тебя зовут?

Все меня давно прозвали

(Красной Шапочкой). Узнали?

- По дороге к бабушке Красная Шапочка собирала цветы. Давай соберём с тобой "Семейку слов" к слову ЦВЕТОК (цветочек, цветной, цветник, разноцветный, цветущий.)

1 вариант игры :

- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [З], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ж].

2 вариант игры :

- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [С], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ш].

3 вариант игры :

- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [З], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [С].

4 вариант игры :

- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ш], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ж].

"Поможем Маше собрать грибы"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Рь] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Машеньки на фоне леса, контурные изображения 2-х корзинок, контурные изображения грибов с картинками, в названии которых есть звуки [Р], [Рь].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

В чаще тёмной заблудилась

и в избушке поселилась.

У медведя на свой страх

пожила она в гостях.

Наша девочка с хитринкой -

забралась она в корзинку.

за плечами у медведя

с пирожками вместе едет.

Как смешно на них смотреть -

это (Маша и медведь).

- За чем пошла с подружками в лес Машенька из русской народной сказки "Маша и медведь". (Ответ ребёнка).

- Давай подберём с тобой "Семейку слов" к слову ГРИБ (грибок, грибочек, грибной, грибник, грибная, грибница.)

- Давай поможем Маше собрать грибы.

В одну корзину соберём грибы с картинками, в названии которых есть звук [Р], в другую корзинку соберём грибы с картинками, в названии которых есть звук [Рь].

"Бусы для Белоснежки"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Л], [Рь]-[Ль], [Р]-[Рь], [Л]-[Ль] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Белоснежки на фоне леса, шнурки с закреплёнными на них буквами Р, Л (синего цвета, и буквами Р, Л (зелёного цвета, контурные изображения бусинок с картинками, в названии которых есть звуки [Р], [Рь], [Л], [Ль].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Лес волшебный был кругом.

На полянке милый дом.

Дверь открыта, угощенья

на столе стоят и пенье

раздаётся по утрам.

Кто живёт, скажите, там?

Синеглаза, белолица -

братьям гномам, как сестрица. (Белоснежка).

1 вариант игры :

- Давай подарим Белоснежке бусы. На один шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Р], на другой шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Л].

2 вариант игры :

- Давай подарим Белоснежке бусы. На один шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Рь], на другой шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Ль].

3 вариант игры :

- Давай подарим Белоснежке бусы. На один шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Р], на другой шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Рь].

4 вариант игры :

- Давай подарим Белоснежке бусы. На один шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Л], на другой шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Ль].

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования гигиенических навыков у младших дошкольников Дидактическая игра «Перемешанные картинки» Цель игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Оборудование: Серия больших.

Дидактические игры для формирования навыков словообразования у детей 4–5 лет Дидактические игры для формирования навыков словообразования у детей 4-5 лет «Зайчик» Цель: использовать в речи произвольные глаголы. Ход.

Дидактические игры для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста «Кто что делает?» (люди труда) Расширить.

Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Моей темой по самообразованию является тема "Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного.

Дидактические игры для автоматизации звуков в слогахДидактические игры для автоматизации звуков в слогах Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые.

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Игры на развитие количества. Игра «Медведь и пчелы» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать.

Дидактические игры и упражнения для формирования правовых основ у дошкольников Игра «Вопрос – ответ». Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения.

Игры и дидактические упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуковИгры и дидактические упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем.

Игры для автоматизации и дифференциации трудных звуковИгры для автоматизации и дифференциации трудных звуков Игры на автоматизацию и дифференциацию трудных звуков. Основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка,.

Игры для дифференциации шипящих звуков Игры на дифференциацию шипящих звуков. Подготовила: Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Улыбка» Абрамова Людмила Валентиновна 1. «Прогулка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для формирования слуховой дифференциации звуков
Опубликовано: 21 января 2017 в 07:52
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры для формирования слуховой дифференциации звуков» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ефименко (УИ 376614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД