Ирина Ефименко
Дидактические игры для формирования слуховой дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письменной речью. Ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития у детей с ОНР III уровня является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Вследствие этого, профилактика дисграфии у старших дошкольников с ОНР III уровня рассматривается как одно из актуальных и приоритетных направлений в логопедии.
Публикация «Дидактические игры для формирования слуховой дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Важным моментом при осуществлении профилактики дисграфии становится выбор методов обучения. Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально. Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игровая деятельность доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.
Самый эффективный метод профилактики нарушений письменной речи – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Одной из задач по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии является:
• воспитание слуховой дифференциации звуков речи.
С целью решения данной задачи мною были изготовлены дидактические игры : "Помоги Красной Шапочке собрать букет", "Поможем Гному собрать ягоды", "Помоги Снегурочке нарядить ёлку", "Помоги Русалочке", "Помоги Лунтику собрать яблоки" и др. Использование в игре знакомых детям персонажей помогает вызвать у детей интерес, желание выполнить игровое задание, что ведет к формированию навыков слуховой дифференциации звуков.
"Поможем Гному собрать ягоды"
Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Л]-[Ль] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением Гнома на земляничной поляне, контурные изображения 2-х корзинок, контурные изображения ягод земляники с картинками, в названии которых есть звуки [Л], [Ль].
Ход игры:
Послушай и отгадай загадку:
Кто с фонариком весёлый
Носит синий сюртучок;
Вместо шапки удлинённый,
Золотистый колпачок?
Заповедные тропинки,
По утрам, кто подметает?
Ягодки по две корзинки
В чаще леса собирает?
На полянке старый дом.
Кто живёт в нём?. (Гном).
- Гном любит собирать в лесу ягоды. Назови ягоды которые растут в лесу. (Ответ ребёнка).
- Гном приготовит из ежевики варенье какое? (Ежевичное).
- Гном приготовит из брусники какое? (Брусничное).
- Гном приготовит из голубики варенье какое? (Голубичное).
- Гном приготовит из черники варенье какое? (Черничное).
- Гном приготовит из малины варенье какое? (Малиновое).
- Гном приготовит из клюквы варенье какое? (Клюквенное).
- Гном приготовит из земляники варенье какое? (Земляничное).
Больше всего Гном любит земляничное варенье, давай поможем ему собрать ягоды. Ягоды надо собирать в 2 корзинки. В одну корзинку надо собрать ягоды с картинками, в названии которых есть звук [Л], в другую корзинку надо собрать ягоды с картинками, в названии которых есть звук [Ль].
"Помоги Снегурочке нарядить ёлку"
Цель: формирование навыков дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие зрительного гнозиса.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением Снегурочки на фоне зимнего пейзажа с ёлками, контурные изображения 2-х ёлок, карточки с буквами С, Ш (синего цвета, контурные изображения ёлочных шаров с картинками, в названии которых есть звуки [С], [Ш].
Ход игры:
Послушай и отгадай загадку:
Если Дед Мороз приходит
Внучку он с собой приводит,
С длинной белою косой,
Ликом дивною красой.
Чтобы рядом та стояла
Всем подарки раздавала,
Заводила хоровод.
Как её зовёт народ? (Снегурочка).
- Вокруг чего на Новый год водят хоровод? (Ответ ребенка).
- Давай подберём "Семейку слов" к слову ЁЛКА (ёлочка, ёлочный, еловый, ель, ельник.)
- Давай поможем Снегурочке нарядить ёлки. На одну ёлку нужно повесить ёлочные шары с картинками, в названии которых есть звук [С], на другую шары с картинками, в названии которых есть звук [Ш].
"Поможем Лунтику собрать яблоки"
Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Ц]-[С], [Щ]-[Сь] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи и зрительного гнозиса.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением Лунтика на фоне садового участка, контурные изображения 2-х корзин, карточки с буквами С, Ц (синего цвета, карточки с буквами С, Щ (зелёного цвета, контурные изображения яблок с картинками, в названии которых есть звуки [Ц], [С], [Щ], [Сь].
Ход игры:
Послушай и отгадай загадку:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны -
Его знают, любят малыши. (Лунтик).
- Лунтик очень любит яблоки. Где растут яблоки? (Ответ ребёнка).
- Как ты думаешь, почему Лунтику нравятся яблоки? Яблоки (какие) - (вкусные, сочные, спелые, ароматные.)
- У Лунтика есть друзья, назови их. (Ответ ребёнка).
- Лунтик любит угощать своих друзей яблоками. Давай поможем Лунтику собрать урожай яблок для угощения его товарищей.
1 вариант игры :
В одну корзину надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [Ц], в другую корзинку надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [С].
2 вариант игры :
В одну корзину надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [Щ], в другую корзинку надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [Сь].
"Помоги Русалочке"
Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Л] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением Русалочки на дне моря, контурные изображения 2-х аквариумов, контурные изображения рыбок с картинками, в названии которых есть звуки [Л], [Р].
Ход игры:
Послушай и отгадай загадку:
Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сёстрами, отцом,
Рыбами чудными.
У меня красивый хвост
И волшебный голос.
И искрится под водой
Золотистый волос.
У меня желанье есть -
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать
И смеяться звонко! (Русалочка).
- Назови, каких обитателей моря ты знаешь еще? (Ответ ребёнка).
- В море живет очень много различных рыб. Назови морских рыб каких ты знаешь. (Ответ ребёнка).
- Давай подберём "Семейку слов" к слову РЫБА (рыбёшка, рыбка, рыбный, рыбак, рыбачек, рыбалка.)
- Маленьких рыбок в море ожидает много опасностей. Знаешь ли ты какие опасности их подстерегают? (Ответ ребёнка).
- Русалочка очень любит заботиться о маленьких рыбках. Она решила спрятать их от хищных рыб в аквариумы. Давай поможем ей, в один аквариум спрячем рыбок от акулы, на этих рыбках картинки со звуком [Л], в другой аквариум спрячем рыбок от барракуды, на этих рыбках картинки со звуком [Р].
"Поможем Снеговику собрать снежки"
Цель: формирование навыков дифференциации звуков [С]-[Сь], [С]-[З], [З]-[Зь], [Сь]-[Зь], в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие зрительного гнозиса.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением Снеговика на фоне зимнего пейзажа, контурные изображения 2-х ведёрок, карточки с буквами С, З (синего цвета, карточки с буквами С,З (зелёного цвета) контурные изображения снежков с картинками, в названии которых есть звуки [С], [З], [З],[Зь],
Ход игры:
Послушай и отгадай загадку:
Его слепили дети ловко,
Из снега сделали клубки.
Вместо носика морковка,
Вместо глазок угольки.
На голову ведро одели
И соломенный парик.
А теперь скажи скорее
Кто же это? (Снеговик).
- В какое время года можно слепить снеговика? (Ответ ребёнка).
- Зима какая? (холодная, снежная, морозная, ветреная.)
- Назови зимние забавы детей. (Катание на коньках, катание на санках, катание на лыжах, игра в снежки.).
1 вариант игры :
Ночью Снеговик любит играть в снежки с зайцами и лисами. Он слепил для них снежки. Давай поможем разложить снежки для зайцев и лис в разные ведёрки. В ведёрко для лис сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [С], в ведёрко для зайцев сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [З].
2 вариант игры :
Ночью Снеговик любит играть в снежки с лисами и лисятами. Он слепил для них снежки. Давай поможем разложить снежки для лис и лисят в разные ведёрки. В ведёрко для лис сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [С], в ведёрко для лисят сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Сь].
3 вариант игры :
Помоги Снеговику собрать снежки в разные ведёрки. В одно ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [З], в другое ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Зь].
4 вариант игры :
Помоги Снеговику собрать снежки в разные ведёрки. В одно ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Сь], в другое ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Зь].
"Помоги Красной Шапочке собрать букет"
Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Ш]-[С], [Ж]-[З], [Ш]-[Ж], [С]-[З] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие зрительно гнозиса.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением Красной Шапочки на фоне леса, контурные изображения 2-х ваз, карточки с буквами С, З, Ш, Ж (синего цвета, контурные изображения цветов с картинками, в названии которых есть звуки [С], [З], [Ш], [Ж].
Ход игры:
Послушай и отгадай загадку:
Тёмный лес, цветы, тропинка,
девочка - в руках корзинка.
Пирожки в корзинке той,
Масло бабушке больной.
Серый волк уж тут как тут -
как тебя зовут?
Все меня давно прозвали
(Красной Шапочкой). Узнали?
- По дороге к бабушке Красная Шапочка собирала цветы. Давай соберём с тобой "Семейку слов" к слову ЦВЕТОК (цветочек, цветной, цветник, разноцветный, цветущий.)
1 вариант игры :
- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [З], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ж].
2 вариант игры :
- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [С], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ш].
3 вариант игры :
- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [З], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [С].
4 вариант игры :
- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ш], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ж].
"Поможем Маше собрать грибы"
Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Рь] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением Машеньки на фоне леса, контурные изображения 2-х корзинок, контурные изображения грибов с картинками, в названии которых есть звуки [Р], [Рь].
Ход игры:
Послушай и отгадай загадку:
В чаще тёмной заблудилась
и в избушке поселилась.
У медведя на свой страх
пожила она в гостях.
Наша девочка с хитринкой -
забралась она в корзинку.
за плечами у медведя
с пирожками вместе едет.
Как смешно на них смотреть -
это (Маша и медведь).
- За чем пошла с подружками в лес Машенька из русской народной сказки "Маша и медведь". (Ответ ребёнка).
- Давай подберём с тобой "Семейку слов" к слову ГРИБ (грибок, грибочек, грибной, грибник, грибная, грибница.)
- Давай поможем Маше собрать грибы.
В одну корзину соберём грибы с картинками, в названии которых есть звук [Р], в другую корзинку соберём грибы с картинками, в названии которых есть звук [Рь].
"Бусы для Белоснежки"
Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Л], [Рь]-[Ль], [Р]-[Рь], [Л]-[Ль] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением Белоснежки на фоне леса, шнурки с закреплёнными на них буквами Р, Л (синего цвета, и буквами Р, Л (зелёного цвета, контурные изображения бусинок с картинками, в названии которых есть звуки [Р], [Рь], [Л], [Ль].
Ход игры:
Послушай и отгадай загадку:
Лес волшебный был кругом.
На полянке милый дом.
Дверь открыта, угощенья
на столе стоят и пенье
раздаётся по утрам.
Кто живёт, скажите, там?
Синеглаза, белолица -
братьям гномам, как сестрица. (Белоснежка).
1 вариант игры :
- Давай подарим Белоснежке бусы. На один шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Р], на другой шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Л].
2 вариант игры :
- Давай подарим Белоснежке бусы. На один шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Рь], на другой шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Ль].
3 вариант игры :
- Давай подарим Белоснежке бусы. На один шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Р], на другой шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Рь].
4 вариант игры :
- Давай подарим Белоснежке бусы. На один шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Л], на другой шнурок нанижем бусинки с картинками, в названии которых есть звук [Ль].