Елена Гурулева
Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Цели:
-Раскрыть роль фонематических процессов в коррекционно – логопедической работе;
-Познакомить с играми по формированию фонематических процессов.
Фонематические процессы включают :
Фонематический слух -это правильное восприятие звуков родного языка.
Публикация «Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический анализ- это умственные действия по анализу звуковой структуры слов.
Фонематический синтез -это умственные действия по синтезу (объединению) звуковой структуры слова, т. е. слияние отдельных звуков в слоги, слогов в слова.
Этапы работы по формированию фонематических процессов :
1 этап формирование фонематического восприятия :
-развитие навыков узнавания неречевых звуков
-различение одинаковых форм
фраз звукокомплексов и
звуков по высоте, силе и
тембру голоса
-различение слов близких по звуковому составу
-диффференциация фонем
2 этап развитие навыков звукового анализа и синтеза:
-определение количества слогов в слове
-определение порядка звуков с в слове
-выделение отдельных звуков
-различение звуков по их
качественным характеристикам
(гласный – согласный, твёрдый – мягкий, глухой – звонкий)
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени :
- словарным запасом
- грамматическим строем
- тормозит развитие связной речи
- вызывает затруднения при дифференциации акустически близких звуков
- неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах
- невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком
В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые и речевые звуки.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. Игры и упражнения помогут в легкой непринужденной форме развитию у ребенка фонематических процессов, а также, в комплексе с артикуляционной гимнастикой и правильным речевым дыханием, формированию правильного произношения.
Сформированные фонематические процессы ребёнка - это залог четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, легкости овладения грамматическим строением языка, гарантия успешного освоения письма и чтения.
В своей работе использую такие игры и упражнения :
Первый Этап
«На чем играю?»
Ведущий показывает ребенку или группе детей музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает, какой инструмент звучал.
«Где звенит?»
Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий инструмент. Ребенок садится на стул, ему завязывают глаза, а затем издают звук сбоку от него, сзади или впереди. Ребенок должен протянуть руку в ту сторону, откуда по его мнению звучит звук. У ребенка постарше можно спросить, где звенит. Малыш должен ответить: слева, справа, впереди, сзади. Эта игра способствует не только развитию фонематического слуха, но и умению ориентироваться в пространстве.
«Найди пару»
Заранее приготовьте несколько коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например баночки с разной крупой, с мелкими камушками, с пуговицами, песком и т. д. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит и угадал, что в ней.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук, например, «м».
Мама, небо, мел, машина, солнце, луна, лампа, лавка, бумага.
2 этап - развитие речевого слуха.
Игры на различение одинаковых слов, фраз, звуковых комплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
«Послушай и покажи» (с 3 лет)
Для игры понадобятся изображения следующих предметов и понятий:
ком-сом, дом-дым, рука-река, лес-лис, мишка-миска, кот-кит, мох-мех и т. д.
Рассмотреть картинки, вместе с ребёнком, назвать изображенные предметы или предложить дошкольнику самостоятельно произнести их названия.
Далее предложите малышу показать ту картинку, название которой вы произнесете, а он услышит. Поменяйтесь местами. Использовать сразу все картинки нецелесообразно.
«Правильное слово» (с 3 лет)
Показывайте ребенку картинку и сами называйте предмет, но заменяйте первый звук (лобака, мобака, хобака, собака, фобака). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения слова.
«Составь цепочку из картинок»
Цель: Развитие фонематического слуха, памяти. Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак; дом, ком, лом, сом; мишка, мышка, миска. Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
«Волшебный круг»
Цель: Упражнять детей в названии слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
«Песок» или «Бассейн»
Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики. Дети находят буквы, называют соответствующий звук. Рисуют на песке или «ловят» предметы, называя их.
3этап: Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
«Птичка»
Цель. Учить определять место звука в словах. Игровой материал. Птичка – синичка или схема, разделённая на три части линиями. Логопед называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.
Игра «Найди место звука в слове».
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове. Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах. Ход игры : Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
«Ромашка» Игровой материал. Ромашка из цветного картона, на листочках картинки. Описание игры. Логопед предлагает собрать ромашку из лепестков с заданным звуком.
«Твёрдый – мягкий».
Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости. В колонку с синим человечком- выкладывают картинки, в которых слова начинаются с твёрдого согласного, а в колонку с зелёным человечком - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.
Игра в лото.
У детей картинки. Логопед называет слова, дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.
«Чудо – дерево»
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Игровой материал. Дерево из картона, картинки.
Описание игры. Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на листочки - картинки,
произнести слово и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть,
Ребёнок забирает картинку себе или наоборот на заданный звук выбирает картинки и вешает на дерево листок