Любовь Подкидышева
Развитие фонематических процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематических процессов у дошкольников.
Речевой слух – это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков - слов, фраз, текстов.
Речевой слух подразделяется на:
-фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи;
-физический слух- способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;
-звуковысотный слух – способность слышать, улавливать мелодику речи;
Публикация «Развитие фонематических процессов у дошкольников» размещена в разделах
-тональный слух – способность слышать и воспроизводить изменения тембра и голоса;
-ритмический слух
-способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить его.
При помощи речевого слуха осуществляется:
- контроль произносимого текста;
-приспособление к тону партнера;
-слуховые восприятия речи;
-контроль над звучанием своего голоса.
Воспитание речевого слуха должно быть направлено на выработку умения воспринимать в речи:
-правильность произношения звуков;
-четкость, ясность произношения слов;
-повышение и понижение голоса;
-усиление или ослабление громкости;
-ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;
-тембральную окраску речи, когда ребенок различает, с просьбой ли к нему обращаются или с повелением.
На первой стадии ребенок должен научиться различать:
-далекие между собой по звучанию звуки;
-близкие по звучанию звуки;
-узнавать звуки изолированно;
-узнавать звуки в слогах;
-узнавать звуки в словах.
При нормальном развитии фонематического слуха:
-К концу 1-го года жизни малыш распознает часто употребляемые слова.
-К концу 2-го года жизни ребенок может определить на слух неверно произносимый звук в речи взрослых, но собственное произношение не контролирует.
- К 3-м годам должен сформироваться навык самостоятельного определения неверно произносимых звуков в собственной речи, иначе в дальнейшем у ребенка возникнут трудности с овладением правильным произношением.
-В 4 года ребенок может различать сходные фонемы (звуки) на слух и в собственном произношении.
-К 5-ти годам фонематический слух совершенствуется, формируются навыки звукового анализа и синтеза. Малыш определяет последовательность и количество звуков в слове.
Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3-х лет. Достаточное развитие фонематического слуха необходимо для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Ребенок будет замечать различия в звучании слов (например: мал- мял, рак- лак, том- дом, отличать одни речевые звуки от других. Может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников. Ему становится доступным фонематическое различие звуков.
Рекомендуемые упражнения помогут ребенку освоить звуковую систему родного языка, подготовить к усвоению грамоты, письменной речи.
Список использованной литературы:
1. И. Светлова Грамматика в картинках. - М. Издательство «ЭКСМО – Пресс», 2002 год
2. Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. Занимательные упражнения по развитию речи. – М. Астрель – АСТ, 2003 год
3. С. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина. Обучаемся грамоте. – М. ОЛМА медиа групп, 2014 год