Анастасия Козлова
Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. И главным инструментом познания мира является слово. Слово помогает понять и освоить его, помогает осознать себя как индивидуальность, является средством коммуникации и формой самовыражения ребёнка. Поэтому от объёма словаря, от точности и правильности понимания значения слов, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст зависит успешность речевой деятельности, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Публикация «Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса» размещена в разделах
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Активным запасом слов можно назвать слова, которые ребёнок не только понимает, но активно, сознательно вставляет в свою речь. А к пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определённым представлением, но которые в речь его не входят. Объём активного словаря у любого человека меньше объёма пассивного. По данным В. Штерна количественный рост словарного запаса при нормальном развитии ребёнка в 1,5 года составляет 100 слов, в 3 года – 1000-1100, в 6 лет – 2500-3000 слов. По этим цифрам видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.
Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объём словаря во много зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены ребёнку. Если малышу читали много книг, беседовали с ним на прогулках, учили быть наблюдательным и пытливым, называли ему все новые предметы, то словарный запас его сё время пополнялся. Ребёнок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления должны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким образом, одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей. Поэтому важно постоянное общение взрослых с ребёнком и насколько полноценным оно является, будет зависеть объём и качество словаря дошкольника. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Ниже предлагаются игры и упражнения для родителей по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
«Из чего сделано?»
Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам.
Ход игры: взрослый просит ребёнка посмотреть вокруг и назвать только те предметы, которые сделаны из пластмассы (дерева, металла, стекла, бумаги, железа и т. д., а затем произнести: «Игрушка из пластмасса, значит она пластмассовая, дудочка из дерева, значит она деревянная и т. д.».
"Найди противоположное слово"
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
- Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Луна видна ночью, а солнце. (днем). Огонь горячий, а лед. (холодный). Тополь высокий, а шиповник. (низкий). Река широкая, а ручей. (узкий). Камень тяжелый, а пух. (легкий). Редька горькая, а груша. (сладкая).
- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней. (темно). Если сумка не тяжелая, то она. (легкая). Если нож не тупой, то он. (острый).
«Отгадай, что это!»
Цель: учить сравнивать предметы
Материал: предметные картинки
Ход игры: выкладываем картинки перед ребёнком просим запомнить их, затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый переворачивает 1-2 картинки. Ребёнок открывает глаза и задаёт вопросы: «Живое, не живое? Из чего сделано? Какой формы? Это создано человеком (если не живой предмет) и т. д.». После отгадывания взрослый меняется ролью с ребёнком, теперь ребёнок переворачивает картинки, а взрослый угадывает.
«Кто или что лишнее?»
Цель: учить классифицировать предметы и дать обобщающие понятия
Ход игры: Взрослый называет ряд предметов и просит ребёнка назвать какой лишний, объяснить почему. Например: «Курица, сова, индейка, гусь. Лишняя сова, т. к. курица, индейка, гусь – это домашние птицы, а сова дикая птица» и т. д.
«Что делают?»
Цель: учить подбирать нужные глаголы
Ход игры: Взрослый называет слово, например «Звезда», а ребёнок должен подобрать как можно больше глаголов к нему (светит, горит, сверкает, блестит, скрипит, темнеет, тает) и т. д.
"Всё наоборот"
Цель: активизация словарного запаса.
Ход игры.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
Длинный -. короткий, глубокий -. мелкий, мягкий -. твердый, легкий -. тяжелый, тонкий -. толстый, густой -. редкий, жидкий, сильный -. слабый.
Говорить -. молчать, смешить -. довести до слез, разрешить -. запретить, падать -. вставать, смеяться -. плакать, зажечь -. потушить, помогать -. мешать
«Назови ласково»
Цель: активизация словарного запаса, учить образовыватьсуществительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры: взрослый называет животного, а ребёнок его ласково
Белка – белочка, обезьяна – обезьянка, медведь – медведушка, бегемот – бегемотик, ёж – ёжик, слон – слоник, заяц – зайчик, лев – лёушка, лось – лосик, леопард – леопардик, морж – моржонок и т. д.
«Опиши, какая (какой, что делает?»
Цель: активизация словарного запаса.
Ход игры: взрослый просит описать членов семьи, например мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьёт, моет.
Бабушка - …
Дедушка - …
Папа - …
Брат - …
Сестра - …
Литература:
1. Арефеева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: метод. пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2004.-128с.
2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. -3-е изд. -М. : Изд-во УРАО, 1997
3. Обогащение и активизация словарного запаса. Подготовительная группа/Автор-сост. О. И. Бочкарёва. - Волгоград: ИТД «Корифей».- 96с.
4. Павлова И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста//Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 20012г.).-М. : Буки-Веди, 2012
5. Соколова Е. И. Готовимся к школе: пособие по диагностике и подготовке детей к обучению в школе. - М. :Атберг98.- 2008.- 80 с.
6. Сперанская Г. Л., Ледник И. А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи: Метод. пособие. - СПб. : Речь. - 2007.- 208с.
7. Тишина Л. А., Кузахметова Г. Р. Влияние словарной работы на развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. - №2.-2007.-С. 59-63
8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - №2.- 1981
9. Шишкина О. С. Работа школьного логопеда над обогащением словарного запаса учащихся 1-х и 2-х классов // Логопед. - №2.-2007.-С. 22-23