УЛЬЯНОВА МАРТА
Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей второго года жизни
▼ Скачать +Заказ
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей второго года жизни.
Речевые упражнения с природным материалом.
Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох.
«Одуванчик»
Публикация «Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей второго года жизни» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Цель: Развивать речевое дыхание : глубокий вдох и медленный выдох.
Задача: упражнять детей глубокий вдох и медленный выдох.
Материал: цветок одуванчика
Описание:
На прогулке найти одуванчик.
- Посмотри, какой пушистый одуванчик. Давай подуем на него и посмотрим что произойдет.
Взрослый дует на одуванчик и призывает к такому действию малыша.
- Надо сильнее дуть. Чтобы все парашютики полетели, нужно сначала глубоко вздохнуть и медленно выдохнуть.
Взрослый показывает как это делается. Повторять не менее 3-4 раз.
«Подуй на пух»
Цель: Развивать речевое дыхание : глубокий вдох и медленный выдох.
Задача: упражнять детей глубокий вдох и медленный выдох.
На прогулке найти тополиный пух.
- Посмотри, какие пушистики. Давай поиграем в ветерок и подуем на них. Интересно пушинки захотят с нами поиграть?
Взрослый дует на тополиный пух и призывает к такому действию малыша.
- Эти пушинки бросает на землю дерево. Его зовут – тополь.
- Гляди как мой пух долго летит. Потому что я долго на него дую. А твой пушок долго летает? Ой, сейчас твоя пушинка упадет на землю, дуй, дуй скорее. Разлетались пушинки. Пусть покружатся сами.
«Подуй на листок, как ветерок»
Цель: Развивать речевое дыхание : глубокий вдох и медленный выдох.
Задача: упражнять детей глубокий вдох и медленный выдох.
Описание:
- Какой сегодня веселый ветер, ветерок. Посмотри, как он листочки шевелит.
Рассматривание шевеление листочков на деревьях, кустарниках.
- А здесь медленно шевелятся листья. Давай поможем ветерку листочки шевелить. Подуем на них, как ветерок – у-у-у-у. И ты помогай дуть на листочки. Повторы более 3 раз.
- Листики кланяются тебе, спасибо говорят.
Упражнения на развитие слухового внимания.
«Тук-тук палочки»
Цель: Развитие слухового внимания.
Задачи: упражнять в умении различать звук различных предметов.
Материал: палочки деревянные.
Описание:
- Посмотри сколько палочек лежит под деревом. Вот птицы – вороны, сколько нам их набросали. А ты знаешь как они умеют стучать? Давай постучим палочками. Выбирай себе палочку. Я вот эту выберу. А ты?
- Если постучать по горке, как она зазвенит? А по песочнице?
Взрослый вместе с ребенком постукивает по предметам и оборудованию, которое находиться во дворе. Прислушиваются к звуку. Взрослый характеризует его (звонкий, глухой, громкий, тихий).
«Собери большие и маленькие камушки»
Цель: Развивать слуховое внимание.
Задачи: упражнять в умении различать громкость звука.
Материал: камушки, детское ведерко.
Описание:
- Гляди какой я камушек нашла. Давай положим камушек в ведерко.
Взрослый или ребенок бросает его в ведро.
- Что камушек нам сказал? Давай другой кинем и послушаем – бух.
Взрослый подбирает маленький камушек. Дает возможность кинуть в ведро малышу.
- О-о, это камушек тихо говорит - бух.
Бросают большой камушек.
- А этот камушек громко говорит - бух. Давай говорить вместе с камушками.
Ребенок кидает камушки в ведерко, а взрослый произносит – бух – в соответствии величины камушка.
- А теперь я кладу камушки, а ты говоришь вместе с камушками – бух.
«Шум из ракушки»
Цель: Развивать слуховое внимание.
Задачи: упражнять в умении прислушиваться, сосредотачиваться на слуховом внимании.
Материал: морские ракушки.
Описание:
- Какая интересная ракушка. Она переливается. Вся свернулась в трубочку.
Взрослый прикладывает себе к уху.
- Ой, да она шумит. Послушай.
Ребенок слушает (как правило, с первого раза ребенок ничего не слышит, но взрослый настаивает).
- Шумит, шумит. Надо внимательно слушать – ш-ш-ш-ш. Шумит?
- Это волны в море так шумят. Она их повторяет. Скучает, наверное, по своему дому – дну морскому.
«Фасолевый град»
Цель: Развивать слуховое внимание. Активизировать согласные звуки.
Задачи: упражнять в умении четкого произношении глухого звука «п».
Материал: фасоль, пластмассовая емкость.
Описание:
Взрослый сыпет сверху вниз фасоль в тазик или другу пластмассовую емкость, создавая эффект града – аап-аап-аап.
- Что это? Это фасоль она умеет звучать, как град. Поиграй. У тебя получиться такой же звук?
Вместе кидают фасолинки в емкость. Взрослый каждый раз произносит аап-аап-аап. Помоги им попыхтеть. Вместе веселее.
Повторять до тех пор, пока не увидите, что у ребенка начинает снижаться интерес.
«Гороховая капель»
Цель: Развивать слуховое внимание. Активизировать согласные звуки.
Задачи: упражнять в умении произношении глухого звука «п».
Материал: фасоль, пластмассовая емкость.
Описание:
Взрослый сыпет сверху вниз горох в тазик или другу пластмассовую емкость, создавая эффект дождя – Кап-Кап-Кап.
- Что это? Это горох, как дождик сыпется в тазик. Поиграй. У тебя тоже получается дождик!
Вместе сыплют горох в емкость. Взрослый каждый раз произносит Кап-Кап-Кап.
- Скажи сам как дождик капает? Помогай мне делать быстрый дождик – кап-кап-кап-кап. Теперь он успокаивается и говорит медленно – кап-кап-кап.
Повторять до тех пор, пока не увидите, что у ребенка начинает снижаться интерес, но не более 3-х минут.
«Кто тебя зовет?»
Цель: Развивать слуховое внимание.
Задачи: упражнять в умении различать звуки животных, проговаривать звукозаменяющие слова.
Описание:
- Ав-ав. Кто это? (если ребенок не отвечает, то сначала за него отвечает взрослый). Собака, наверное. Где она? Давай ее найдем. Позови ее ав-ав иди к нам.
Зовут и ищут собаку.
- Тяф-тяф-тяф. Кто это собака или щенок? Сейчас мы ее найдем и увидим, кто это. (Ищут щенка и повторяют ав-ав).
Так же можно искать кошку, которая мяучит «мяу» и поет песенки «Мур-р, Мур-р».
«Кто как кашляет?»
Цель: Развивать слуховое внимание.
Задачи: упражнять в умении дифференцировать звуки окружающего мира.
Описание:
- Кх-кх. Кто это кашляет? Наверное, кошка. Как она кашляет?
- А как кашляет собачка? (бабушка, дедушка, папа)
На развитие слухового восприятия и постановки звука по средствам фольклорного материала:
Цель: Совершенствовать восприятие детей ритмического рисунка фольклорного текста.
Задачи пассивного словаря: учить воспринимать интонационную выразительность согласного звука.
Задачи активного словаря: Киса («кх»)
Описание:
Обратить внимание ребенка на гуляющую кошку.
- Посмотри, вот кошка гуляет вместе с нами. Какие у нее лапки. Как она быстро бегает: топ,топ,топ.
- Давай позовем ее к нам? Киса, иди к нам. Зови ее – киса, киса. (попытки ребенка).
- Не идет киса к нам. Тогда мы пойдем к ней.
Идти, держа ребенка за руки, в направлении кошки и читать тест:
Та,та,та,та,та - ритмично
Вышла кошка за кота: - ударное слово - кота
Ходит Кот по лавочке, - смена высоты голоса на слове - ходит
Водит кошку за лапочки; - ласково произносить слово – за лапочки
Топы, топы по лавочке - ритмично – топы, топы
Цапы, цапы за лапочки. – весело – цапы, цапы,
крепко зажать ладони – за лапочки.
- Не догнали Кису. Давай еще позовем ее: Киса, иди к нам. Мы с тобой погуляем, поиграем. Гляди, кисе понравилось с нами играть. Давай еще так же поиграем. (повтор фольклорного текста с выразительным интонированием звуков и слов)
Игра повторяется 4 раза.
Цель: Совершенствовать восприятие детей ритмического рисунка фольклорного текста с движениями рук. Знакомить с игровыми движениями – варить кашу из песка.
Задачи пассивного словаря: подливай, казачка.
Задачи активного словаря: звук «у-у-у»
Описание:
- Какие игрушки мы сегодня взяли на прогулку? У нас есть (перечисление). А вот и кастрюлька, значит, мы сможем сварить кашку и угостить кого-нибудь. Вот совочек. Насыпь песок в кастрюлю. Поставь кастрюлю на «плиту». А теперь будем варить ее да помешивать, чтобы она получилась вкусной, сладкой.
Взять руку с ложкой малыша в свою ладонь и делать круговые движения внутри кастрюли, проговаривая текст:
Гу-ту-ту, гу-ту-ту - медленно, в ритм круговых движений
Вари кашу круту - растянуть слово – кру-у-ту-у-у-у
Подливай молочка, - задорно
Накорми казачка! - весело.
- Вот и каша сварилась. Кого мы покормим. Давай дадим муравью, букашке-таракашке, не забудем про «божью коровку». (Во время перечисления взрослый своей ложкой, беря песок из кастрюли, насыпает его к перечисленным персонажам).
- Давай вместе кормить. Корми муравья. Всех накормили? Вот и кашка кончилась. Вон еще к нам гости идут. Им понравилась наша каша. Давай еще варить.
Игра повторяется, только теперь взрослый говорит, а ребенок самостоятельно выполняет игровые действия с небольшой помощью (по необходимости). (Не торопить действия детей, лучше замедляйте свои комментарии).
- Помогай каше вариться. Давай вместе говорить. (Повторное чтение потешки. Дать возможность проговаривать слоги вместе с вами – не торопиться говорить все самим, подождите голосовых реакций от ребенка)
- Всех накормили. Все нам спасибо сказали. Скажи им «пожалуйста».
«Напоим водицей»
Цель: Совершенствовать восприятие детей игрового фольклорного текста. Поддерживать детскую активность, мимические выражения и жестикуляуию.
Задачи пассивного словаря: активизировать внимание на дифференциацию звуков «с» и «ц», ориентирование в использовании предлогов.
Задачи активного словаря: проговаривание протяжно звук: с-с-с
Описание:
- Мы сегодня взяли с собой воды. Хочешь попить. Кого еще мы напоим? Давай нальем в блюдце, и кто придет напиться, того и напоим. Где наше блюдце?, Найди блюдце в пакете. Молодец. Я буду наливать тебе в кувшин, а ты из кувшина в чашку. Аккуратно лей, тихонечко. Низко опускай кувшинчик, чтобы вода по блюдцу не брызгалась.
Цып- цып, цыплятки, - ритмично (улыбка)
Есть водица в кадке! - задорно (широкая улыбка)
Кто меня боится - вопросительно (брови удивленные)
Тем не дам водицы. – загадочно (мотая головой из стороны в сторону)
Вот бегут цыплятки - весело (улыбка, руки в стороны)
Не боятся кадки! - весело (улыбаясь, качая головой справа налево)
Возле кадки блюдце - указывающее (жест руками)
Все они напьются! - добро, весело (обнимая ребенка).
При желании ребенка игра повторяется.