Ирина Двоеглазова
Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Иры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения.
1. Голосовые игры. Игры сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции и автоматизации произношения звуков. Например, игра «Путешествие».
Мы на машину сядем и заведем мотор.
Повезет машина нас за большой забор.
(дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса)
На машине ехали, город весь проехали.
Проезжали косогор – у нее заглох мотор (замолкают).
Публикация «Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.
С ветерком там поиграет и на землю всех вернет.
(дети тянут гласный «у» с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука : вверх, волнообразно и вниз)
Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (дети тянут «ту-ту-у-у»).
Набирает поезд ход (дети произносят «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа,
Свою песенку поет (произносят на выдохе «пш-ш-ш»).
На лошадке верхом все поскачем мы потом,
(дети щелкают языком, изменяя форму губ – вытягивают трубочкой и растягивают в улыбке,
Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?
Тпру-у-у!
2. Игры – инсценировки развивают интерес ребенка, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Вытянула киска лапки, (вытянуть руки)
А на лапках – цап-царапки, (показать коготки)
Царапульки, цап-цап-цап! (поработать пальчиками)
Киска когти поточила, (потереть ногти друг о друга)
Поточила, спать легла. (руки под голову)
Крепко кисонька уснула
И во сне произнесла: «Мяу!» (руки вытянуть резко вперед)
3. Упражнения на координацию речи с движением. Например, игра с ложками – произнесение слогов с игрой на ложках, два слога произносятся тихо, третий – громко.
Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?
Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!
Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.
Игра «Имена».
• дети стоят в кругу и каждый называет свое имя
• назвать имя четко по частям
• с хлопками
• со шлепками
• по частям с закрытыми глазами
• только в звучащих жестах без произнесения
• произнести имя в ласкательной форме
• первые части произносить, а окончание «сдуть с ладошек» (НА-ТА-подуть)
• все одновременно произносят имя, педагог показывает динамику ладонями
• все ходят и произносят имя, но по знаку педагога надо замолчать и выполнить задание: присесть, подойти к окну и др.
4. Чистоговорки. Например, игра «Слон на арене». Дети шагают по залу.
Лю-лю-лю! Лю-лю-лю! Хоботом дудеть люблю!
Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! Даже танцевать люблю!
Трам-ра-рам! Трам-ра-рам! Люблю кашу по утрам!
Ам-ам-ам! Ам-ам-ам! Песни сочиняю сам!
Ту-ю-ю! Ту-ю-ю! На одной ноге стою!
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу! Достаю свою трубу!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Вальс сыграю я для вас!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Приглашаю вас на вальс!
5. Массаж биологически активных зон «Снегири».
Ра-ра-ра – погляди-ка детвора (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирают лоб движениями в стороны –к центру.)
Ря-ря-ря – взошла красная заря (Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами).
Ре-ре-ре – растет рябина на горе (Кулачкамиэнергично провести по крыльям носа 7 раз).
Ри-ри-ри – клюют рябину снегири (Пальчиками легко пробежаться по щекам).
6. Развитие речевого дыхания и голоса.
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой – Ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з-з» (с усилением голоса).
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш» .
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
7. Игры на автоматизацию, дифференциацию и закрепление звуков в словах и предложениях. Например, автоматизация звука «ч» в игре «Воробьи и автомобиль».
Дети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят. Воспитатель говорит:
«В гнезде воробушки живут, рано утром они встают, зернышки весело клюют». Дети продолжают: «Чик-чирик! Чик-чик!» Дети – «воробьи» разбегаются по комнате, «клюют зернышки, летают». На сигнал – «гудок автомобиля» дети возвращаются на свои места.
Игра «Козленок» (закрепление звука «з»)
Козленка выбирают по считалке: «Козлик, козлик, выходи и немного поводи». Дети стоят в кругу, в центре круга – «козленок».
Дети: «Выходи, козленок мой, поиграем мы с тобой».
Козленок: «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню».
Дети разбегаются, а козленок их ловит. Пойманные дети называют слово со звуком «з». Игра продолжается.