Ольга Сошина
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
"Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного произношения"
В процессе образования звуков участвуют многие органы (лёгкие, трахея, гортань, но самое активное участие принимают органы артикуляции (губы, щёки, мягкое нёбо, язык).
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
Для того, чтобы нормально функционировать, мышцы органов артикуляции, также как и мышцы всего нашего организма должны быть сильными, достаточной подвижности.
С целью нормализации работы органов артикуляции всегда проводится артикуляционная гимнастика. Её проведение полезно для ребёнка любого возраста, с различным уровнем речевого развития. Только проводится она будет с различной целью.
-Для маленьких целью будет - развитие органов артикуляции и их подготовка к произношению звуков.
- Для детей среднего дошкольного возраста, не имеющих речевых нарушений - подготовка к произношению звуков более сложных по артикуляции.
- Для детей с речевыми нарушениями - средство для нормализации и формирования правильного звукопроизношения.
- Для детей с дефектами в строении органов артикуляции – устранение дефектов (например, растягивание укороченной подъязычной уздечки)
Разница в разных случаях будет состоять в выборе упражнений и нагрузке.
Начинать проведение гимнастики можно с 2-х летнего возраста, когда ребёнок может выполнять простые инструкции и способен удержать внимание около 10 минут.
Проводится артикуляционная гимнастика в игровой форме. Ребёнку раннего возраста предлагают общие недифференцированные упражнения.
Упражнения предлагаются в определё нной последовательности: от простых, к более сложным.
Желательно проводить занятия каждый день по 10-15 минут, сидя перед большим зеркалом вместе с ребёнком. Вначале все упражнения проводятся медленно, добиваясь необходимого качества, затем быстрее, под счёт или ритм.
Все упражнения делятся на:
- статические, их цель удержание позы для произнесения изолированного звука
- динамические, цель точное переключение с одного движения на другое, для произнесения серии звуков в слове.
Статические упражнения выполняются под счёт, сначала 2-3, следя за качеством выполнения, доводя счёт до 10-15 и более. Выполнение прекращается, когда язык начинает подёргиваться, менять цвет, начинается слюнотечение.
Динамические упражнения также выполняются под счёт от 5 до 20. При выполнении важна точность, темп, амплитуда движения.
Новое упражнение даётся для выполнения после того, как будет правильно выполняться предыдущее движение.
Артикуляционные упражнения делятся на общие (необходимые для развития общей речевой моторики) и специальные (необходимые для формирования произношения определённых звуков)
Прежде чем начать занятия необходимо познакомить ребёнка с органами артикуляции, частями язычка (кончик, спинка, боковые края, корень, направлениями (верх, низ, право, лево). Желательно все упражнения проводить с опорой на соответствующие картинки или предметы
Для произношения разных звуков необходимо различное положение языка и губ. А потому необходимо разделять по времени работу над звуками требующими верхнего и нижнего подъёма языка.
Нужно отметить, что если у ребёнка межзубное произношение звуков, что связано со слабым кончиком язычка, необходимо добавить элементы самомассажа (упражнения «покусаем язычок, язык пролезает сквозь зубки, язычок-силач»)
В том случае если звуки боковые, т. е. воздушная струя идёт по бокам языка, что связано со слабостью боковых краёв языка (речь звучит как хлюпающая, то к самомассажу нужно прибавлять упражнение «пирожок», на умение сворачивать язык в трубочку и «самосвал» (умение прижимать боковые края языка к верхним боковым зубам).
При невозможности поднять язык наверх чашечкой необходимы упражнения «вкусное варенье» (сначала при сжатых губах, «лопата копает». А также упражнение «приклей и оближи конфетку» и «киска лакает молоко»
(слизывать из блюдечка тягучую жидкость). Полезно раскручивать шарик, висящий на ниточке.
При общей вялости языка полезно жевать маленькую спринцовку, отрезанную поперёк и обмакнутую во что-то сладкое. Также полезно перекатывать во рту орешки, сухарики. крошки ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ВЗРОСЛОГО! При желании можно использовать логопедический трейнер бусинка.
Комплекс упражнений можно найти в пособии Будённой Т. В., Косиновой Е. М. и других авторов