МААМ-картинки

Игры и упражнения для формирования навыков словообразования

Гаянэ Саркисян
Игры и упражнения для формирования навыков словообразования
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, слов с увеличительными суффиксами и подбор родственных слов.

В ходе нормального речевого развития из всех имеющихся в языке суффиксов ребенок раньше всего усваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Это можно объяснить двумя причинами. Первая из них состоит в том, что он очень часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и т. п. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов.

Публикация «Игры и упражнения для формирования навыков словообразования» размещена в разделах

Вторая причина заключается в том, что добавление к словам

уменьшительных суффиксов менее всего изменяет смысловое значение слов. Например, кроватка так и остается кроватью, то есть предметом для сна, и только как бы уменьшается в размерах.. Добавление же к словам других суффиксов обычно резко меняет их смысловое значение.

Однако при всей сравнительной легкости усвоения уменьшительных суффиксов дети не могут сразу усвоить многочисленные суффиксы и научиться правильно их употреблять. Это приводит к тому, что они заменяют более редко встречающиеся суффиксы более распространенными. Так по аналогии со словом столик они говорят лошадик вместо лошадка, петушик вместо петушок, лампик вместо лампочка или говорят маленькая лошадь. маленький стол и т. д.

Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Понимание слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1. Игра «Кто самый внимательный?».

Педагог раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду показывать большие предметы (картинки,говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог показывает (произносит) ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку.

Далее переходим к активному употреблению этих форм слов.

2. Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».(Игра с мячом)

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот». Он объясняет правила: «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем логопед говорит про маленькие предметы, а дети про большие.

Дети любят играть с маленькими человечками.

3. Игра «Из чего?»

-Маленькие человечки из Солнечного города любят всё маленькое. Сиропчик любит варить варенье и угощать своих друзей. Давайте назовем ягодки, из которых приготовлено варенье (брусничка. земляничка, вишенка.) Эту игру можно использовать в любом тематическом планировании. (мебель, посуда, животные, транспорт и т. д.)

Часто дети испытывают затруднения при употреблении слов-названий детенышей, образованных также спомощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (в единственном числе суффиксы -онок. -ёнок, во множественном-ата,-ята) Обратите внимание,что при назывании домашних животных меняется не только форма слова, но и само слово- поросята, телята и т. д.) Дети часто неправильно называют- коровенок, свиненок)

4. Игра «Кто у кого?»

В процессе игры требуются картинки с изображением животных и их детенышей.

Вначале педагог задает детям загадку про животного. Например: «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?» (Белка).

«А как называют детеныша белки? (Бельчонок)».

«Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам надо вспомнить детенышей животных».

Педагог называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают названия детенышей животных (лисенок, котенок и др.)

5."Потеряшки"- тоже во множественном числе.

6. Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов в стихах и потешках,сказках.

Внимательно послушать и назвать ласковые слова.

1)Лисичка-сестричка

Пила всё водичку

В гостях у синички.

У маленькой птички.

2) Долго я слушал соловушку,

Пока не устала головушка.

Плавает плавно лебёдушка, Вдаль улетает журавушка.

Сказка "Курочка Ряба".(произносите пао 1-2 предложения и называете "ласковые слова").

Если слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами дети усваивают довольно рано, то слова с увеличительными суффиксами используют крайне редко или вообще не умеют их образовывать. Без них речь детей будет менее образной, богатой.

7." Гномики и великаны".(игра с мячом)

Жили два брата. Одного звали Гномик, он был маленький и худенький. А другого звали Великан, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. Гномик имел домик, а Великан большой домище. Какой же дом был у брата Гномика? (Маленький.) А какой дом был у брата Великана? (Большой.)

8. " Паровозик"

Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисован круг (большой, маленький, средний). Дети раскладывают картинки и называют предметы (заяц, зайчик, зайчище и т. д.)

Играя с детьми в игры на формирование слов различными способами, мы постепенно подводим их к умению подбирать однокореные слова.

9. Игра " Дерево"(" Семейка слов")

-Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. (поиграть со словом гриб или снег)

10. Лишнее слово

Для дифференциации родственных и похожих по звучанию слов, но имеющих другой смысл, детям рекомендуется послушать цепочку слов и назвать то, которое не подходит. Например: баран, бараний, барабан, барашек, баранина;

дом, домик, домашний, домино, домище;

лес, лесок, лесник, лиса, лесной;

собака, собачка, собачий, пёс, собачонка;

песок, пёс, песочек, песочница, песчаный;

баранка, бараночка, баран, бараночный;

богатырь, богатый, богатырский.

Чтобы лишнее слово “не обиделось”, дети подбирают к нему настоящие родственные слова. Это задание вырабатывает у детей привычку задумываться над значением слова.

Эти игры помогают нам в формировании лексико-грамматического строя речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для формирования лексических навыков Практика показывает, что по теме «Счет» не уделяется должного внимания в обучении английскому языку дошкольников старшего возраста. Дети,.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок дома» 3. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок дома» 3.1. «Я и опасные.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок и природа» 2. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок и природа» Дидактическая.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок на улице» 6. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок на улице» Игра «Наша.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Принц на цыпочках» Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста «Как можно нас называть по – разному?» Выбирается ведущий. Он становиться в круг. Остальные дети, представляя, что они это.

Конспект НОД по развитию навыков словообразования, лексики через дидактические игры «Путешествие по городам-героям» Тема: 9 мая. Путешествие по городам героям. Задачи: Накопление, расширение и актуализация словаря. Закреплять умение образовывать прилагательные.

О необходимости изучения состояния сформированности у детей с ОНР навыков морфологического словообразования. Реформирование системы специального образования в стране требует разработки новых эффективных методов коррекционно-профилактического и развивающего.

Статья «Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений и навыков у ребенка дошкольника» Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции - одна из составляющих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения для формирования навыков словообразования
Опубликовано: 29 января 2016 в 20:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для формирования навыков словообразования» (включая файлы) размещена пользователем Гаянэ Саркисян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД