Елена Колпакова
Проект: Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста через игры в соответствии с ФГОС.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста через игры в соответствии с ФГОС.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А. Куприн.
Проект : среднесрочный (5 мес., коллективный, практический.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители воспитанников.
Образовательные области: социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная, развитие речи
Актуальность:
Публикация «Проект: Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста через игры в соответствии с ФГОС,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Я работаю учителем-логопедом уже много лет и столкнулась с проблемой резкого ухудшения произношения звуков речи детьми дошкольного возраста.
Обследуя детей дошкольного возраста в ДОУ с целью оказания дальнейшей коррекционной помощи, было замечено, что примерно на 30 детей – 1-2ребёнка имеют чистое звукопроизношение (5-6%). У остальных детей имелись ряд нарушений, причём 6-8 человек имели системное нарушение речи, которое базировалось на родовых травмах и органических поражениях центральной нервной системы. А ведь всего 15-20 лет назад из 30 детей – 14-16 (50%) имели чистую речь, 12-13 детей имели незначительные нарушения в произношении звуков, и лишь 1-3 ребёнка имели более тяжёлые нарушения речи.
Логопедические группы и пункты не в состоянии охватить всех детей, нуждающихся в помощи логопеда. Зачастую родители относятся к нарушению звуков речи у ребёнка недостаточно серьёзно, приводя такие примеры и доводы, как: папа в детстве так же разговаривал и ничего, или, подрастёт сам исправится.
Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным, поскольку, оно может повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития ребёнка в целом.
К сожалению, большинство детей, не получивших помощь логопеда приходят в школу и начинаются у них проблемы. Эти проблемы нарастают как снежный ком. Плохое звукопроизношение вскрывает нарушение фонематического слуха, влечёт насмешки окружающих детей. Уже в первом классе безграмотность при чтении и письме приводит к нежеланию учиться. На этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам. Дети замыкаются в себе, стесняются отвечать на уроках, ограничивают себя в общении, Это может привести к нервным расстройствам, к психологической травме, к озлоблению, агрессии, интернетной зависимости (ведь общение через интернет скрывает недостатки речи ребёнка). Дети теряют веру в себя, считают себя неуспешными, что в итоге программирует его сознание.
Как уже говорилось выше, логопедической помощью охватить всех нуждающихся детей, невозможно. Поэтому большое внимание воспитанию звуковой культуры речи (ЗКР) должны уделять воспитатели и родители. В ФГОС эта работа предусмотрена и хочется нацелить воспитателей на более качественное её выполнение. Также и родители должны знать, что влияет на воспитание звуковой культуры речи и уметь правильно организовать упражнения и игры с детьми дома, чтобы максимально помочь ребёнку.
Цель моего проекта : помочь воспитателям правильно спланировать и организовать работу с детьми по ЗКР, максимально используя в работе игры, игровые приёмы и упражнения, с целью профилактики и исправления лёгких нарушений.
Задачи:
1. Организовать качественную работу с детьми в группе по ЗКР через игры и упражнения в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Знакомить родителей с работой по ЗКР и помочь им практическими советами и рекомендациями, с целью профилактики нарушений.
Ожидаемый результат: Повышение уровня работы в группах по воспитанию звуковой культуры речи (ЗКР)
Итоговый результат: Улучшение качества работы по ЗКР и использование в работе практического материала для воспитателей и родителей
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, сайты и т. п.) ;
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;
- организация развивающей среды в массовых группах
2. Основной этап.
Реализация намеченной цели была спланирована по следующим направлениям :
1) Работа с воспитателями:
• Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
• Презентация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
2) Работа с родителями:
• Буклет для родителей «Будем говорить правильно»
• Советы логопеда «Игры и упражнения для язычка»
3. Заключительный этап.
- анализ результатов проекта.
Результатом проекта является :
Папка для каждой возрастной группы «Практический материал в помощь воспитателям»
- Памятка «О создании предметной среды для развития слухового восприятия»
- Планирование работы по профилактике звукопроизношения у детей от 2 до 5 лет
(практический материал, перспективное планирование по возрастным группам)
- Картотека игр и упражнений (для развития фонематического восприятия у дошкольников младшего, среднего возраста и старшего возраста).
- Речевой материал: скороговорки для детей старшего возраста.
Заключение.
Дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе и далее напрямую зависит от его речевого развития, умения правильно излагать свои мысли, красиво говорить, не комплексовать в общении со сверстниками и взрослыми, имея богатый словарь, эмоционально интонационную выразительность, насыщенность эпитетами, сравнениями, художественными изречениями.
«Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас».
П. А. Вяземский.