Юлия Аппель
Игры и упражнения для формирования правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения, способствующие формированию правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих общее недоразвитие речи
Публикация «Игры и упражнения для формирования правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих ОНР» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Темочки
У детей с нарушением зрения чаще встречаются нарушение всех компонентов речи, поэтому у них очень часто возникают проблемы с описанием местонахождения предметов в пространстве. Детям проще употребить простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений – в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются довольно редко. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, способ действия (около, между, через, сквозь и др.). предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это говорит о неполной сформированности понимания значений даже простых предлогов. Часто дети в речи теряют предлоги, говорят не на столе, а «а» столе, мама сейчас не «на» работе, «а» работе. Сложные предлоги «над», «из» просто не используют. Часто ошибаются в выборе предлогов «в», «на», говорят: «Мама поехала в дачу», а не «Мама поехала на дачу», «Я был на ёлка». Разобраться с предлогами помогут следующие упражнения :
1. Игра с лазерной указкой «Догони огонёк глазками и назови, где он».
Логопед с помощью лазерной указки показывает на предметы, ребенок называет, где прячется. Огонёк на стуле, на столе, под стулом, на стене.
2. Игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Читаем детям стихотворение С. Маршака:
Мой весёлый звонкий,
Ты куда помчался вскачь?
Красный,
Синий,
Голубой,
Не угнаться за тобой.
Логопед бросает мячик, дети должны назвать, куда мяч упал, куда закатился. Мяч слева, справа, сзади, над головой.
3. Игра «Исправь Незнайку» по сюжетной картинке (в рамках темы «Урожай»).
«Что где растёт?»
Усвоение категории предложного падежа с предлогами на, в.
Яблоки растут на дереве.
Ёлка растет в лесу.
Иголки растут на ёлке.
Листья растут на дереве.
Трава растет под землёй.
Цветы растут в поле, в лесу, на клумбе.
Морковка растёт в огороде.
4. «Что где растёт?» (в рамках лексической темы «Овощи»)
На земле или в земле? Картофель, огурец, редис, репа, арбуз, помидор, капуста.
5. По теме «Посуда» упражнение «Что с чем». Усвоение категории творительного падежа с предлогом С :
чайник с крышкой;
кофейник с крышкой;
чайник с носиком;
тёрка с дырочками;
сковорода с ручкой;
кастрюля с крышкой;
тарелка с донышком.
6. «Из чего?» по теме «Посуда». Усвоение категории творительного падежа с предлогом из :
суп наливаю из … кастрюли
мясо беру из … сковородки
кофе пью из … чашки
кашу ем из … миски
воду выливают из … ведра
7. По теме «Зима» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на :
где лежит снежинка? на ладони
где висит сосулька? на крыше
где замёрз лёд? на реке
где кататься дети? на катке
где слепили снеговика? на улице
8. Игра «Куда спрятались дети?». Рассматриваем сюжетную картинку, где дети играют в прятки. Найди и назови, куда они спрятались.
9. Для подготовительной группы «Разложи предметы по корзинам». Детям предлагается разложить картинки, на которых предметы по-разному изображены предметы (кошка на диване, белка в дупле)
В НА НАД
10. Игра «Семья за столом». На сюжетной картинке изображена семья, которая сидит за столом. Ребенок должен назвать где, кто находится, что у кого в руках, где находится кошка и т. д.
11. Игра «Прятки». Употребление предлогов за, из-за. Определить, где спрятались дети? (за деревом, выглядывает из-за забора?
12. Для детей старшего и подготовительного возраста необходимо использовать многоступенчатые инструкции:
- Поставь куклу на стол, а мяч на стул.
- Положи книжку на полку, мячик на пол, а лошадку на подоконник.
Рекомендуемая литература:
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет. – М. : «Мозаика-синтез», 2005.
Сущевская С. Где живут предлоги. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009.