Мурчина Надежда Валерьевна
Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью
▼ Скачать + Заказать документы
Если вы ясным весенним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Распустившиеся листочки на деревьях, улыбающиеся лица прохожих? Или, может, радостное чириканье воробьев и рев проезжающих машин? А, может, вы сразу почувствуете теплые лучи весеннего солнца и порыв ветра? Не случайно объектом вашего внимания в первую очередь станут телесные ощущения, звуки или зрительные образы.
Публикация «Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью» размещена в разделах
Информацию об окружающем мире мы получаем посредством ощущений, которые возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Как известно, этих чувств у нас пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Процесс восприятия помогает нам объединять отдельные свойства предметов в целостный образ. Конечно, этот образ складывается в результате взаимодействия, скоординированной работы сразу нескольких анализаторов. Тем не менее, один из анализаторов получает наиболее значимые признаки о свойствах воспринимаемого объекта, перерабатывает больше информации. В зависимости от этого различают и виды восприятия: зрительное, слуховое и осязательное восприятия. Таким образом, принадлежность отражаемого раздражителя к определённой сенсорной системе, способ познания называется модальностью (от лат. modus- способ). Доминантная модальность-это модальность, которая используется чаще, чем другие модальности.
В случае раннего определения ведущего способа познания (доминантной модальности) ребенка у родителей и педагогов появляется возможность во время игр, общения и занятий с ребенком привить ему недостающие навыки и развить имеющиеся. Вы спросите, зачем все это нужно – ну и пусть себе познает мир как ему удобнее! Однако для ребенка очень важно достичь определенного баланса в способах познания, поскольку вся наша жизнь и в частности обучение в школе апеллируют сразу ко всем органам чувств ребенка.
Как известно, у ребенка в возрасте от 4 до 7 лет ведущим видом деятельности, в процессе которого и происходит познание окружающего мира, является игра. Следовательно, большую часть информации о ведущем способе восприятия ребенка мы можем почерпнуть из наблюдений за его игрой. Исходя из наблюдений, американские психологи Л. Бредуэй и Б. Хилл определили следующие типы доминантной модальности у детей :
«Зрители»- познают окружающий мир визуально, т. е. при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. У них хорошо развита сенсорная память.
Дети - «зрители» любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают «паззлы», лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся писать. В более старшем возрасте такие дети предпочитают настольные игры, охотно моделируют, быстро осваивают компьютер.
«Слушатели»- познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Дети-слушатели любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и образно говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают окружающим (когда научатся). Легко запоминают инструкции и указания взрослых. В старшем возрасте они любят слушать аудиокассеты, быстро запоминают на слух, поэтому у них, как правило, развитый музыкальный слух. Среди игр предпочитают разговорные и словарные (отгадывание слов). Любят придумывать разные истории со сверстниками и разыгрывать их в лицах.
«Деятели» -познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, т. е. путем непосредственного прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активную двигательную сферу, а значит, активность крупной мускулатуры -плеч, рук, ног и т. д.
Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом. Любят кубики и движущиеся игрушки на колесиках. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве деятели чаще подвергаются травматизму. Такие дети преуспевают в физкультурном зале и на игровой площадке, что позволяет им пользоваться восхищением сверстников. Основные проблемы, с которыми деятелям приходится сталкиваться связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль- активные игры на открытом пространстве. Рассеянное внимание и неусидчивость могут быть проблемой плохой успеваемости. Неистовый темперамент большинства деятелей обуславливает такие черты их характера, как раздражительность и ранимость. Деятели постарше занимаются спортом, любят ходить в походы.
Таким образом, ведущий способ восприятия, познания новой информации оставляет за собой приоритет на всю жизнь, но «подтянуть» остальные способы познания до уровня ведущего и достичь определенного баланса между различными навыками восприятия можно, вовлекая ребенка в определенные виды деятельности.
Все логопеды знают, что одно из важных условий успешного закрепления правильного звукопроизношения- формирование желания заниматься. Но как же в таком случае заинтересовать ребёнка, создать у него положительное эмоциональное отношение к монотонным и сложным заданиям? Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку и тем самым наиболее эффективно осуществить коррекционную работу по постановке и автоматизации звукопроизношении? Находясь в поиске наиболее эффективных способов и приёмов решения этой проблемы, я обратилась к исследованиям американского психолога Л. Бредуэй, изучающей индивидуальные особенности усвоения информации (доминантная модальность).
Учитывая доминантную модальность в коррекционно-педагогической работе я смогла осуществить индивидуальный подход к детям-логопатам и тем самым повысить качество коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения.
Используя учёт доминантной модальности в работе по закреплению и различению правильного звукопроизношения, я использовала следующие игры и игровые упражнения:
«Зрители» : Для них пригодны игры на развитие целостного зрительного восприятия:
Для автоматизации и дифференциации изолированного звука :
Игра «Дорожки»(вести глазами по прямой, ломаной, волнистой линии и тянуть заданный звук);
Для автоматизации и дифференциации звука в словах :
Игра «Загадочные картинки» (контурные изображения, наложенные друг на друга);
Игра «Назови картинки с заданным звуком, раскрась»;
Игра «Подарим подарки» (проведи дорожки от сказочного героя к подарку и проговори слово с заданным звуком»;
Игра «Найди картинку с заданным звуком» (глядя на ряд картинок, назвать только ту, в которой живёт заданный звук.
Для автоматизации и дифференциации звука в предложениях и связной речи:
Составление рассказов с помощью моделей, мнемотехники;
Составление рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине с заданным звуком.
«Деятели» : Пригодны игры, основанные на тактильной чувствительности, ощущение движения во время игры:
Для автоматизации и дифференциации изолированного звука :
Игра «Проведи пальчиком (двумя, тремя) по дорожкам (разной фактуры) и произноси заданный звук.
Игра «Произноси звук и катай шарик Су-Джок».
Игра «Произноси и катай в ладонях шарик Су-Джок только тогда, когда услышишь заданный звук».
Для автоматизации и дифференциации звука в словах :
Игра «Чудесный мешочек» (определи на ощупь и назови предметы, подобранные на заданный звук»).
Игра «Тактильные крышечки» (найди одинаковые по тактильным ощущениям крышечки, наполненные разной фактурой- кожа, мех, бисер, крупы и назови картинки на этих крышечках);
Игра «Угадай, на что похоже»-находить ассоциации тактильным ощущениям (потрогай предмет на ощупь- гладкий, пушистый, колючий; найди картинку с заданным звуком, подходящую по тактильным ощущениям).
«Слушатели» -предпочитают слуховые ощущения.
Для автоматизации и дифференциации изолированного звука :
Игра «Жужжащие истории» (изобрази полёт жука, пчелы и произноси звук «Ж_Ж_Ж» и т. п.)
Для автоматизации и дифференциации звука в словах :
Игра «Запомни-повтори» (повтори слово правильно -не ошибись».
Игра «Сосчитай и назови»» (брось кубик, назови картинку столько раз, сколько кружочков выпало на кубике»).
Для автоматизации и дифференциации звука в в предложениях и связной речи:
Пальчиковые игры и физкультминутки (подбор речевого материала, насыщенный заданным звуком).
Таким образом, используя доминантную модальность можно добиться значительных успехов в овладении ребёнком правильного звукопроизношения. Ребёнок становится более уверенным в себе, заинтересованным в образовательной деятельности, более успешен в ней, т. к. лучше воспринимает образец правильного звукопроизношения; быстрее наступает период самоконтроля и тем самым качественнее происходит процесс автоматизации поставленных звуков. И в целом, создавая определенные условия для развития ребенка, внимательные родители и педагоги могут целенаправленно развивать недостающие зрительские, слушательские или деятельностные навыки у ребенка, удовлетворяя при этом и его приоритетные потребности восприятия.
Список литературы:
1. Использована публикация учителя-логопеда г. Челябинск Новикова Т. Н. Различные доминантные модальности и их влияние на речевое развитие детей. www.nsportal.ru
2. Морозова Л. Н. Как сделать скучное интересным. Логопед. №6/2014 г.
3. Новикова С. Н. Использование современных образовательных технологий в логопедической работе на этапе автоматизации звуков со старшими дошкольниками. Дошкольная педагогика. №6/2012 г.
4. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Логопедия. под ред. профессора Л. С. Волковой и профессора С. Н. Шаховской. Москва. :2002
5. Эстринова В. В. Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью. Логопед. №5/2009 г.