Лучший педагог года

Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью

Мурчина Надежда Валерьевна
Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью
▼ Скачать + Заказать документы

Если вы ясным весенним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Распустившиеся листочки на деревьях, улыбающиеся лица прохожих? Или, может, радостное чириканье воробьев и рев проезжающих машин? А, может, вы сразу почувствуете теплые лучи весеннего солнца и порыв ветра? Не случайно объектом вашего внимания в первую очередь станут телесные ощущения, звуки или зрительные образы.

Публикация «Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью» размещена в разделах

Информацию об окружающем мире мы получаем посредством ощущений, которые возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Как известно, этих чувств у нас пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Процесс восприятия помогает нам объединять отдельные свойства предметов в целостный образ. Конечно, этот образ складывается в результате взаимодействия, скоординированной работы сразу нескольких анализаторов. Тем не менее, один из анализаторов получает наиболее значимые признаки о свойствах воспринимаемого объекта, перерабатывает больше информации. В зависимости от этого различают и виды восприятия: зрительное, слуховое и осязательное восприятия. Таким образом, принадлежность отражаемого раздражителя к определённой сенсорной системе, способ познания называется модальностью (от лат. modus- способ). Доминантная модальность-это модальность, которая используется чаще, чем другие модальности.

В случае раннего определения ведущего способа познания (доминантной модальности) ребенка у родителей и педагогов появляется возможность во время игр, общения и занятий с ребенком привить ему недостающие навыки и развить имеющиеся. Вы спросите, зачем все это нужно – ну и пусть себе познает мир как ему удобнее! Однако для ребенка очень важно достичь определенного баланса в способах познания, поскольку вся наша жизнь и в частности обучение в школе апеллируют сразу ко всем органам чувств ребенка.

Как известно, у ребенка в возрасте от 4 до 7 лет ведущим видом деятельности, в процессе которого и происходит познание окружающего мира, является игра. Следовательно, большую часть информации о ведущем способе восприятия ребенка мы можем почерпнуть из наблюдений за его игрой. Исходя из наблюдений, американские психологи Л. Бредуэй и Б. Хилл определили следующие типы доминантной модальности у детей :

«Зрители»- познают окружающий мир визуально, т. е. при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. У них хорошо развита сенсорная память.

Дети - «зрители» любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают «паззлы», лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся писать. В более старшем возрасте такие дети предпочитают настольные игры, охотно моделируют, быстро осваивают компьютер.

«Слушатели»- познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Дети-слушатели любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и образно говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают окружающим (когда научатся). Легко запоминают инструкции и указания взрослых. В старшем возрасте они любят слушать аудиокассеты, быстро запоминают на слух, поэтому у них, как правило, развитый музыкальный слух. Среди игр предпочитают разговорные и словарные (отгадывание слов). Любят придумывать разные истории со сверстниками и разыгрывать их в лицах.

«Деятели» -познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, т. е. путем непосредственного прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активную двигательную сферу, а значит, активность крупной мускулатуры -плеч, рук, ног и т. д.

Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом. Любят кубики и движущиеся игрушки на колесиках. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве деятели чаще подвергаются травматизму. Такие дети преуспевают в физкультурном зале и на игровой площадке, что позволяет им пользоваться восхищением сверстников. Основные проблемы, с которыми деятелям приходится сталкиваться связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль- активные игры на открытом пространстве. Рассеянное внимание и неусидчивость могут быть проблемой плохой успеваемости. Неистовый темперамент большинства деятелей обуславливает такие черты их характера, как раздражительность и ранимость. Деятели постарше занимаются спортом, любят ходить в походы.

Таким образом, ведущий способ восприятия, познания новой информации оставляет за собой приоритет на всю жизнь, но «подтянуть» остальные способы познания до уровня ведущего и достичь определенного баланса между различными навыками восприятия можно, вовлекая ребенка в определенные виды деятельности.

Все логопеды знают, что одно из важных условий успешного закрепления правильного звукопроизношения- формирование желания заниматься. Но как же в таком случае заинтересовать ребёнка, создать у него положительное эмоциональное отношение к монотонным и сложным заданиям? Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку и тем самым наиболее эффективно осуществить коррекционную работу по постановке и автоматизации звукопроизношении? Находясь в поиске наиболее эффективных способов и приёмов решения этой проблемы, я обратилась к исследованиям американского психолога Л. Бредуэй, изучающей индивидуальные особенности усвоения информации (доминантная модальность).

Учитывая доминантную модальность в коррекционно-педагогической работе я смогла осуществить индивидуальный подход к детям-логопатам и тем самым повысить качество коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения.

Используя учёт доминантной модальности в работе по закреплению и различению правильного звукопроизношения, я использовала следующие игры и игровые упражнения:

«Зрители» : Для них пригодны игры на развитие целостного зрительного восприятия:

Для автоматизации и дифференциации изолированного звука :

Игра «Дорожки»(вести глазами по прямой, ломаной, волнистой линии и тянуть заданный звук);

Для автоматизации и дифференциации звука в словах :

Игра «Загадочные картинки» (контурные изображения, наложенные друг на друга);

Игра «Назови картинки с заданным звуком, раскрась»;

Игра «Подарим подарки» (проведи дорожки от сказочного героя к подарку и проговори слово с заданным звуком»;

Игра «Найди картинку с заданным звуком» (глядя на ряд картинок, назвать только ту, в которой живёт заданный звук.

Для автоматизации и дифференциации звука в предложениях и связной речи:

Составление рассказов с помощью моделей, мнемотехники;

Составление рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине с заданным звуком.

«Деятели» : Пригодны игры, основанные на тактильной чувствительности, ощущение движения во время игры:

Для автоматизации и дифференциации изолированного звука :

Игра «Проведи пальчиком (двумя, тремя) по дорожкам (разной фактуры) и произноси заданный звук.

Игра «Произноси звук и катай шарик Су-Джок».

Игра «Произноси и катай в ладонях шарик Су-Джок только тогда, когда услышишь заданный звук».

Для автоматизации и дифференциации звука в словах :

Игра «Чудесный мешочек» (определи на ощупь и назови предметы, подобранные на заданный звук»).

Игра «Тактильные крышечки» (найди одинаковые по тактильным ощущениям крышечки, наполненные разной фактурой- кожа, мех, бисер, крупы и назови картинки на этих крышечках);

Игра «Угадай, на что похоже»-находить ассоциации тактильным ощущениям (потрогай предмет на ощупь- гладкий, пушистый, колючий; найди картинку с заданным звуком, подходящую по тактильным ощущениям).

«Слушатели» -предпочитают слуховые ощущения.

Для автоматизации и дифференциации изолированного звука :

Игра «Жужжащие истории» (изобрази полёт жука, пчелы и произноси звук «Ж_Ж_Ж» и т. п.)

Для автоматизации и дифференциации звука в словах :

Игра «Запомни-повтори» (повтори слово правильно -не ошибись».

Игра «Сосчитай и назови»» (брось кубик, назови картинку столько раз, сколько кружочков выпало на кубике»).

Для автоматизации и дифференциации звука в в предложениях и связной речи:

Пальчиковые игры и физкультминутки (подбор речевого материала, насыщенный заданным звуком).

Таким образом, используя доминантную модальность можно добиться значительных успехов в овладении ребёнком правильного звукопроизношения. Ребёнок становится более уверенным в себе, заинтересованным в образовательной деятельности, более успешен в ней, т. к. лучше воспринимает образец правильного звукопроизношения; быстрее наступает период самоконтроля и тем самым качественнее происходит процесс автоматизации поставленных звуков. И в целом, создавая определенные условия для развития ребенка, внимательные родители и педагоги могут целенаправленно развивать недостающие зрительские, слушательские или деятельностные навыки у ребенка, удовлетворяя при этом и его приоритетные потребности восприятия.

Список литературы:

1. Использована публикация учителя-логопеда г. Челябинск Новикова Т. Н. Различные доминантные модальности и их влияние на речевое развитие детей. www.nsportal.ru

2. Морозова Л. Н. Как сделать скучное интересным. Логопед. №6/2014 г.

3. Новикова С. Н. Использование современных образовательных технологий в логопедической работе на этапе автоматизации звуков со старшими дошкольниками. Дошкольная педагогика. №6/2012 г.

4. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Логопедия. под ред. профессора Л. С. Волковой и профессора С. Н. Шаховской. Москва. :2002

5. Эстринова В. В. Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью. Логопед. №5/2009 г.

Публикации по теме:

Перспективный план по самообразованию во второй младшей группе «Воспитание у детей правильного произношения» Перспективный план по самообразованию во 2 мл. группе[/b]«Воспитание у детей правильного произношения»Сроки выполнения Содержание работы.

Консультация «Формирование у детей дошкольного возраста основ правильного питания» «Здоровый вид лучше, чем рекомендательное письмо» - гласит французская поговорка. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических.

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, в словах и фразовой речи. Цель: развитие звуковой структуры речи. Задачи: развитие артикуляционного.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста «Автоматизация звука [р]» МБДОУ №57 г. Ковров, Владимирская область Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста: "Автоматизация.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в подготовительной группе «Звук [ц]. Буква Ц» Программное содержание:Закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить определять позицию звука [ц] в словах;познакомить с буквой.

Консультация для родителей «Формирование правильного звукопроизношения у детей 4–6 лет» Дошкольный возраст – самый подходящий возраст для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении родного языка. Важно исправлять.

КРД по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [И]. Буква И» Цели: 1. Закрепить правильное произношение звука И в различных речевых единицах. 2. Учить выделять звук И в различных речевых единицах (на.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика и мелкая моторика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей»Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика и мелкая моторика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей» Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Речевое развитие структурная единица развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС»Проблема.

Модель индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения Автоматизация звука [ л ] в словах Цель занятия: Автоматизация звука [ л ] в словах. I. Речевое развитие 1. Коррекционно-образовательные задачи: 1.1 Формировать кинестетический.

Особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги!Разрешите поделиться с Вами опытом логопедической работы. Возможно эта информация пригодится не только логопедам, но и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью
Опубликовано: 22 января 2016 в 00:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью» (включая файлы) размещена пользователем Мурчина Надежда Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД