Владилена Рыбак
Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «Непослушный колобок»
Задачи: знакомить детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в именительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок».
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».
Ход игры: В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?»
Публикация «Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.
Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.
В конце занятия воспитатель поясняет, что Колобок поступил плохо – без разрешения ушёл из дома и поэтому попал в беду – его скушала хитрая Лиса.
2. Игра «Наши игрушки».
Задачи: упражнять детей в согласовании существительного и местоимения в роде и числе.
Оборудование: любимые домашние игрушки детей.
Ход игры: Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.
Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она «встретила» в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнаёт свою любимую игрушку.
Воспитатель: «Дети, чья это кукла?» («Это моя кукла» - отвечает Аня). «Дима, чья это кукла?» («Это Анина кукла»).
Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.
В конце занятия дети убирают свои игрушки.
3. Упражнение «Я даю тебе…»
Задачи: тренировать детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.
Оборудование: карточки с изображением предметов разных цветов (ведёрки красного, зелёного, жёлтого, синего цветов). Ход игры: дети обмениваются выбранными картинками: «Дима, я даю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Женя, а я даю тебе жёлтое». Подобным образом можно использовать карточки с изображением других предметов, при выборе можно ориентироваться на тематику занятия в целом (Тематические недели, например, фрукты/овощи/осень и т. п.).
4. Упражнение «Правильно или неправильно»
Задачи: учить детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.
Оборудование: игрушка – котёнок, игрушечные блюдце и кувшин, мячик, кукла.
Ход упражнения: воспитатель предлагает детям решить ситуацию: «Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Правильно ли поступает кукла Маша?». «Почему котёнок не хочет есть мячик? Что предпочитают есть кошки?» (молоко).
«Вы правильно ответили на вопрос, что любят кушать кошки. Кукла Маша «убирает» мячик и «наливает» молоко из кувшина в блюдце».
«Правильно ли поступает кукла Маша теперь?» (да). Совершенно верно, кукла Маша поступает правильно, она налила котёнку молока».
Воспитатель берёт игрушечного котёнка и предлагает детям самим покормить его молоком (воображаемая ситуация).
5. Игра «Курочка и цыплятки»
Задачи: тренировать детей в словообразовании, используя новые слова в сочетании со знакомыми.
Оборудование: игрушки - курочка и цыплятки, зёрнышки.
Ход игры: воспитатель на столе насыпает зёрнышки, приглашает детей посмотреть на курочку, которая вышла с цыплятками погулять.
«Курочка с цыплятками вышли погулять. У курочки большой клюв. А у цыплят маленькие клювики. Курочка клюёт. И цыплятки клюют. Курочка клюёт быстро. И цыплятки стараются клевать быстро».
Далее повторить с детьми предложения с использованием новых слов, сначала всем вместе, затем с каждым ребёнком индивидуально.
В завершении предложить детям поиграть с курочкой и цыплятами – покормить их воображаемыми зёрнышками.
6. Упражнение «Дикие звери и их детёныши»
Задачи: тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения.
Оборудование: фланелеграф, изображения животных и их детёнышей, лесных деревьев.
Ход упражнения: «Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, кто же живёт в лесу». Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение медведя и просит детей назвать, кто это. (медведь) «Правильно, это медведь. А теперь посмотрите сюда и скажите, кто это?» - прикрепляет изображение медвежонка (медвежонок). «Правильно, это медвежонок». «Медведь какой?» (большой). «А медвежонок какой?» (маленький). Правильно. Давайте скажем вместе «Медведь большой», «А медвежонок маленький» «Где живут медведи?» (в лесу, скажем вместе: «Медведи живут в лесу».
Таким же образом проводим дальше упражнение, используя картинки с изображением других животных (волк, заяц, лиса).
7. Игра «Кого нет?»
Задачи: упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений.
Оборудование: игрушки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.
Ход игры: «К нам в гости пришли разные животные. Посмотрите, какие» (по одной показывает детям, просит назвать животных).
«Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки».
Тоже самое повторяем с другими игрушками.
8. Упражнение «Кто как говорит»
Задачи: научить детей правильному согласованию слов в предложении, звукоподражанию, употреблению глаголов.
Оборудование: картинки, изображающие разных животных и птиц (собака, кошка, корова, свинья, гусь, утка)
Ход упражнения: воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное.
Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений детьми: «Как разговаривает кошка?» (мяукает)
«Кошка мяукает, давайте повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (дети повторяют)
Аналогично продолжаем упражнение, используя изображение других животных и птиц.
9. Упражнение «Наша любимая посуда»
Задачи: тренировать детей в словообразовании (использование уменьшительно-ласкательных форм существительных, обобщении предметов.
Оборудование: предметы игрушечной посуды (ложка, тарелка, кастрюля, вилка, чашка, блюдце).
Ход упражнение: «Посмотрите, ребята, что это у меня на столе?» (на столе стоит посуда) (дети называют все предметы по очереди). «А как одним словом назвать все эти предметы?» (если вариантов ответа нет, то подсказываем) «Все эти предметы – посуда».
«Посмотрите, какая красивая посуда» (показывает)
«Вот ложка. А как ласково можно её назвать?» (ложечка) «Красивая ложечка» (дети повторяют). Аналогично продолжаем упражнение с другой посудой.
В завершении упражнения можно предложить детям самостоятельную игру с посудой. Например, предложить приготовить куклам обед.