Наталья Стародымова
Игры на развитие грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Д/и «Ласковая мама»
Цель: Учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса –онок.
Воспитатель дает ребенку игрушку или картинку тот становится «ласковой мамой» и называет ласково детеныша.
Закрепление материала через сюжетные игры «Зверята заболели», «Д/сад для зверят».
Словарный материал: лисенок, мышонок, волчонок, жеребенок, теленок, слоненок, ягненок лягушонок, козленок, утенок, цыпленок, индюшонок, котенок.
2. Д/у. «Кто что делает?»
Публикация «Игры на развитие грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов
Словарный материал: строит-строят, играет-играют, везет-везут, гуляет-гуляют, кормит-кормят…
(рассматривание сюжетных картинок, наблюдение за играющими детьми)
3. Д/игра «Оденем куклу»
Цель: Согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Материал: кукла; комплект одежды (юбка, кофта, платье, брюки, туфли, шарф, носки) разного цвета.
Закреплять в игре «Дочки матери»
Варианты: игры на классификацию предметов по одному признаку.
4. Д/и. «Один-много» с опорой на картинки.
Цель: образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Словарный материал: лисенок-лисята, медвежонок-медвежата и т. д.
5. Д/игра «Задания»
Цель:образовывать формы повелительного наклонения глаголов.
Материал: игрушки: (мишка, кукла, зайка)
Воспитатель сообщает о том, что игрушки хотят поиграть они будут выполнять задания.
Словарный материал; попляши, поскачи, потанцуй, пой и т. д
6. Д/игра «Прятки»
Цель: использовать в речи пространственные предлоги в, на, под, около, перед.
Материал: игрушки, предметы за которыми можно прятать игрушку.
Дети закрывают глаза, воспитатель прячет игрушку, открыв глаза, ребенок проговаривает где прячется игрушка, используя предлоги.
Варианты: игра «Магазин» Игрушка продается тому, кто точно укажет, где она находится; игра «Расставить все по местам» (после влажной уборке в игровом уголке); строительные игры.
7. Д/игра «Чего не стало?»
Цель: упражнять в образование форм родительного падежа множественного числа существительных
Материал: пары предметов (лошадки, пирамидки, матрешки)
8. Д/и «Чего не стало?»
Цель: упражнять в согласовании существительных множественного и единственного числа в форме родительного падежа с прилагательными.
Материал: парные и не парные предметные картинки.
Словарный материал: красных флажков; синей длинной ленты; крассных тапочек; узкого, черного ремня; высоких деревьев; кирпичного дома; зеленой куртки; теплых варежек…
9. Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: Упражнять в согласований существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов(5-6 шт.)
Воспитатель дает описание предмета. Дети отгадывают предмет, достают его из мешочка, дают описание: «Это яблоко оно круглое зеленое»
Словарный материал: разные животные, предметы посуды, фрукты, овощи и т. д.
10. Д/у «Что делают дети?»
Цель: ввести в речь глаголы с приставками.
• Что можно делать с пластелином? (лепить)
• Что делает мальчик? (лепит)
• Что сделал мальчик? (слепил)
Словарный материал: рисует-нарисовал, моет-вымыл, пел-спел, играет- поиграл, бегает-побегал.
11. Д/у «Спортсмены»
Цель: учить образовывать существительный с помощью суффиксов.
• Спортсмен который ходит на лыжах-….(лыжник)
• Спортсменка которая ходит на лыжах-(лыжница)
Словарный материал: бегун-бегунья, гимнаст-гимнастка, пловец-пловчиха, футболист-футболисткаи т. д.
12. Д/у «Скажи кто?»
Цель: образовывать сложные слова с помощью слияния двух основ.
Словарный материал: Рыбу ловит-… рыболов; пчел разводит-… пчеловод;
Сам летает-…самолет; лес рубит-… лесоруб, воду возит-… водовоз; по луне ходит-… луноход; кашу варит-… кашевар; хлев возит-…хлебовоз; мясо рубит-…мясоруб; и т. д.
13. Д/и «У кого какая мама»
Цель учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов: -иц, -их.
Словарный материал: Львица, тигрица, лисица, медведица, верблюдица, зайчиха, олениха, ежиха.
Материал: картинки с изображением животных.
14. Д/и «Назови профессию»
Цель: образовывать существительный при помощи суффиксов: -щик, -тель, -ист.
• Часы чинит-… часовщик
• Воспитывает детей-… воспитатель
• Играет на пианино-… пианист
Словарный материал: крановщик, каменщик, стекольщик, строитель, учитель, водитель, бульдозерист, тракторист, машинист
15. Д/и «Назови машину одним словом»
Цель: упражнять детей в образовании сложных слов.
• Машина которая чистит картофель-… (картофилечистка)
• Машина которая режит овощи-… (овощерезка)
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, соковыжималка, пылесос, полотер, бетономешалка, мясорубка
16. Д/у «скажи одним словом»
Цель: упражнять в образовании сложных слов.
• Длинное ухо -… длинноухий.
• Светлые волосы-… светловолосый
Словарный материал: короткохвостый, голубоглазый, длинноногий, длиннорукий, рыжехвостый, трудолюбивый, быстроходный, чернобровый.
17. Д/у «На чем можно путешествовать?»
Цель: упражнять в образовании существительных в предложном падеже.
• На чем можно путешествовать по воздуху? (на самолете)
• А по воде?
Словарный материал: на поезде, корабле, паруснике, лыжах, санках, собаках, оленях, машине, верблюдах и т. д.
18. Д/игра «чего не стало?»
Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа им. существительных.
На наборное полотно выставляются 8-9 картинок. После того, как дети назовут изображенные предметы, воспитатель предлогает закрыть глаза и прячет одну картинку.
-Чего не стало?
-Не стало деревьев. (домов и т. д.)
19. Д/у «назови ласково»
Цель: упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Словарный материал:
1. Гормонь, вода, книга, нога.
2. Грузовик. вагон, попугай, гриб.
3. Сапоги, яблоки, книги, дома.
20. Д/и «Фокус»
Цель: Образовывать уменьшительные формы существительного с помощью суффикса – ц-
Материал: «Волшебная палочка»
-Дерево (воспитатель касается палочкой ребенка)-деревце
Словарный материал: масло, блюдо, болото, сало, окно, одеяло, тело печенье, зеркало, платье, кресло, мыло и т. д.
21. Д/и «Оденем куклу в одежду одного цвета»
Цель: согласовывать существительные, прилагательные в роде и числе.
Словарный материал: (синий, красный) платье- синее, бант-синий, носки- синие, кофта- синяя, штаны синие, пальто-синее, шапка-синяя, шарф-синий, ботинки-синие.
22. Д/и «Угадай, о ком речь?»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными в числе и роде.
Материал: картинки (котята, мышка, белочка, лиса, медведь, слон крокодил.)
I вариант: воспитатель загадывает загадки - описания.
II вариант: дети самостоятельно загадывают загадки.
Красивая, рыжая, хитрая-… Огромный, серый добрый-…
23. Д/и «Прятки» (животные)
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: пары картинок
Словарный материал: зайчат, лисят, мышат, крольчат, щенят, котят, коров волков, львов, слонов, тигров, зайцев, лошадей, медведей, мышей, ежей, оленей, лошадок, собак, овец, коз, зебр.
24. Д/и «Прятки» (птицы)
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: пары картинок.
Словарный материал: утят, гусят, цыплят, страусят, голубят, воронят, скворчат, индюшат, гусей, голубей, стрижей, грачей, журавлей, снегирей, скворцов, индюков, страусов, воробьев, уток, куриц, ворон, цапель, галок, синиц, ласточек.
25. Д/и «Чего не стало?» (Посуда, одежда, продукты питания.)
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: пары картинок.
Словарный материал: ложек, кружек, чашек, тарелок, вилок, сковородок, чайников, стаканов, ножей, кастрюль; маек, рубашек, колготок, футболок, юбок, штанов, шарфов, носков, кофт, шуб, пальто; печенья, варенья, конфет, яблок, груш, слив, орех, помидор, мандарин, апельсинов, хлеба, шоколада, сахара.