Кулебякина Тамара Сергеевна
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте, как правило, наблюдаются некоторые проблемы в лексико-грамматическом развитии. Для детей с дефектом речевого развития характерны бедность словаря, недостаточное умение пользоваться способами словообразования и словоизменения, грамматические нарушения, неправильное употребление предлогов.
Публикация «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основной задачей коррекционного обучения детей является практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Игры и игровые упражнения, проводимые мною, помогают детям узнать значение новых слов, определить лексическое значение слова в зависимости от контекста, подбирать синонимы и антонимы, самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Я постоянно включаю упражнения, цель которых привлечь внимание детей к способам словообразования, с помощью суффиксов, приставок, словосложения.
Лексико-грамматические упражнения проводятся на специально отобранном правильно произносимом детьми материале, на стадии закрепления исправленных звуков.
В процессе подобных упражнений обогащается словарь, дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, улавливать происшедшие изменения в звуковом составе.
Проводя работу по закреплению правильного произношения каждого из звуков, сочетаю ее с образованием множественного числа существительных, особенно тех, которые вызывают у детей затруднения (колеса, блюдца, львы, окна, уши, друзья, стулья, деревья).
Игра в мяч «Один – много» (маска - маски, скамейка - скамейки, миска - миски).
Включаю упражнения в образовании родительного падежа множественного числа существительных со словами «много» или «нет». Игра «Много - нет», «Чего много в лесу». На автоматизацию звуков [к], [ г] - огней, книг, окон. На автоматизацию звуков [с], [с`] - стульев, носков, гусят. На звук – [ц]—блюдец, яиц, гусениц. На звук [ л] - яблок, ламп, платьев, полотенец. На закрепление звуков [ р], -[р`]—простынь, мандаринов, перьев. Затем дети составляют предложения со словом «много» (по предметным картинкам).
Предлагаю различные упражнения, направленные на образование слов с уменьшительно-ласкательным, а позднее с увеличительным значением. Игра «Назови ласково» (имена людей, названия игрушек, животных, мебели, посуды. Игра «Великаны и лилипуты» (рука-ручка-ручища, нос-носик-носище).
Внимание детей привлекается к образованию сложных слов (во время изучения звука[c] -самокат, самолет, листопад, снегопад, пылесос, самовар). При автоматизации звука [р] - паровоз, пароход, пароварка, мясорубка, кофеварка.
Дети образовывают с помощью суффиксов слова, обозначающие названия лиц по признаку их занятий («Кто пишет книги?» – Писатель. «Кто учит детей?» - Учитель.
Словообразование по образцу (тема «Профессии») пианино-пианист, такси-таксист, хоккей-хоккеист, баян-баянист, танк-танкист.
Упражняются в образовании родственных слов (слова-родственники) по образцу (зима - зимний, зимушка, зимовать, зимовка; снег, снежная, Снегурочка, снеговик, снежинка, подснежник, снегопад, снегокат, снегоход.
В процессе обучения внимание детей привлекается к образованию глагольных форм с чередующимися звуками (машет - махал, скачет - скакал, стрижет - стриг). Данные слова включаются в словосочетания и предложения.
На материале глаголов знакомлю детей с приставочным способом словообразования. Подбираются глаголы с одинаковой основой, но разными приставками (ходит - входит, подходит, отходит, переходит;
Шла - вышла, зашла, отошла, перешла, ушла, подошла, вошла) или с разной основой, но одинаковой приставкой (приехал, пришел, прибежал, приплыл, прискакал). Параллельно идет работа над автоматизацией звука [р`].
Дети упражняются в образовании прилагательных от существительных («Если шапка связана из шерсти, то какая она? – Шерстяная.
Стол из дерева – деревянный. Ваза из стекла – стеклянная).
При работе над темами «Фрукты-Овощи» проводится игра «Вкусный сок» и параллельно идет автоматизация звука [р] – (морковный, виноградный, персиковый).
Во время работы над темой «Деревья» отрабатывается словообразование относительных прилагательных от названий деревьев. Игра «Какой лист?» «Какая ветка?» (у липы – липовый, липовая; у клена -, у тополя). Параллельно проходит автоматизация звука [л`].
В игровом задании «Какое что бывает?» дети упражняются в классификации предметов по цвету, форме, качеству материала. («Что бывает зеленым?» - огурец, лист, крокодил; «пушистым?» - кошка, белка, елка, волосы). «Про что можно сказать зимняя, зимнее, зимний, зимние?», «Про что можно сказать красный, черная, оранжевое?».
Учу детей подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их в роде, числе и падеже. «Яблоко (какое, чай (какой, лиса (какая)»
Проводится работа над усвоением слов, обозначающих названия животных и их детенышей, образованием притяжательных прилагательных женского, мужского, среднего рода. Игра «Чей хвост лучше? Чья голова умнее? Чье ухо лучше слышит?». Дети образовывают существительные женского рода (волк - волчица, тигр - тигрица, еж- ежиха).
Часто дети допускают ошибки при образовании названий детенышей животных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов (ежонки, беленок, коровенок). Игра «У кого кто?», «Кто с кем?» (у коровы - теленок, ежиха с ежатами).
Детям нравится игра «Ты кто?» с игрушками. «Какой ты, тигренок?»- полосатый, пушистый, красивый, добрый.
«Что ты умеешь делать?» - рычать, играть, прыгать…. Осуществляется подбор признаков и действий к предметам.
В игре «Скажи наоборот» (с мячом) закрепляются слова - антонимы и произношение звука [р] : веселый – грустный, узкий – широкий, чистый – грязный, медленно – быстро.
Упражняются в образовании и употреблении синонимов (солдат храбрый, смелый; птицы прилетают, возвращаются).
Специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний с числительными, лексики, связанной с понятиями о цвете, величине, с пространственными и временными понятиями.
Знакомство с данным материалом происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счету и простейшим счетным операциям происходит практическое усвоение детьми форм именительного, родительного и дательного падежей количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трем рыбкам). Закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных(5 карандашей, бабочек, полотенец). На логопедических занятиях отрабатывается согласование числительного с существительным в игре «1-2-5» ( со словами на автоматизацию звуков: сом, сумка, рак, корабль, лампа, лужа).
Более сложные задания на согласование числительного с прилагательным и существительным (1 голубая футболка, 5 голубых футболок).
Работа над предлогами начинается с уточнения понимания пространственного расположения предметов (книга на столе, мяч упал под стул). Дети составляют предложения по демонстрации действий. (Я встал со стула. Вышел из-за стола. Подошел к большому столу. Взял собачку и поставил ее в шкаф). Проходит практическое употребление предлогов.
В процессе коррекционного обучения внимание детей привлекается к наиболее распространенным случаям многозначности слов. (Иголки для шитья, у ежа, у сосны, у елки; ручка у ребенка, двери, для письма; ножка, нос….Идет человек, дождь, снег, дым, автобус. Плывет рыба, человек, утка, облако, льдина. Игра «Кто летает, идет, плывет) Игровое задание «О чем еще так говорят?»
В процессе коррекционной работы у детей расширяется активный словарь, они овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий и закрепляют правильное произношение исправленных звуков.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН. Программа и методические рекомендации. М., 2003.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М., 2004.