ирина мамаева
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Система дидактических игр и лексических упражнений, направленных на формирование грамматического строя речи.
1. Упражнение «Что растет в лесу».
Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
На доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода). Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?
Публикация «Дидактические игры по формированию грамматического строя речи» размещена в разделах
2. Упражнение «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С. Наглядный материал: предметные картинки.
Карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».
3. Игровое упражнение «Заготовки на зиму».
Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.
4. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»
Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) детям раздавались картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т. д. Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т. д. б)
б) на доску вывешивались картинки с девочками, мишками, собачками т. д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т. д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст. Речевой материал: - Я дам конфету девочкам; - Я дам книгу мишкам.
5. Упражнение «Большой и маленький»
Цель: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами.
Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.
Описание: педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы
6. Упражнение «Скажи ласково»
Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.
Материал: предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…
Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку
7. Упражнение «Покажи наоборот»
Цель: Учить противопоставлять различные эмоциональные состояния и настроения. Расширять словарь прилагательных.
Описание: Педагог предлагает детям поиграть в игру наоборот, он им предлагает изобразить веселую девочку или мальчика, затем наоборот, злого Карабаса- Барабаса, наоборот доброго Айболита, показать старенького дедушку и молодого солдата, трусливого зайца и храброго льва,
8. Упражнение «Скажи по-другому»
Цель: упражнять в подборе синонимов.
Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.
Грустный –
Радостный-
Злой –
Веселый –
Сильный –
Храбрый –
Слабый –
Трусливый –
Смелый –
Хороший –
Чистый –
Удивленный -
9. Упражнение «Подбери слово»
Цель: Закрепить понимание и употребление оценочных прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.
Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать
Веселый (мальчик, зайчик, щенок)
Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка)
Грустный
Грустная
Смелый
Смелая
Трусливый
Трусливая
Злой
Злая
Испуганный
Испуганная
Удивленный
Удивленная
10. Упражнение «Закончи предложение»
Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.
Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.
Слон большой, а комар…
Золушка добрая, а мачеха…
Дедушка старый, а внук…
Лев смелый, а заяц…
Айболит добрый, а Бармалей …
Сегодня мне весело, а вчера было…
11. Упражнение «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё, ребёнок отвечает.
Шарф (чей) — мамин,
Шляпка (чья) — бабушкина,
Поднос (чей) - дедушкин,
Книга (чья) – бабушкина,
Тапочек (чей) – дедушкин.
12. Упражнение «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
В центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
13. Игровое упражнение «Назови машину одним словом»
Цель: упражнять в образовании существительных способом основосложения.
Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).
14. Игровое упражнение «Мишка музыкант»
Цель: упражнять образовывать названия музыкальных специальностей от наименований музыкальных инструментов
В гости к детям пришёл медвежонок и принёс музыкальные инструменты. И предлагает детям поиграть.
- Это…. (пианино, это (балалайка, а вот это (барабан).
- А как называют музыканта, который играет на пианино (пианист, на барабане. и т. д.
- Барабан нужен барабанщику, пианино – пианисту. А для кого балалайка?. Кто играет на балалайке? (Балалаечник). А на гармошке? На аккордеоне? На баяне (горн – горнист, гитара – гитарист, виола – виолончелист)
15. Игра: «Эхо»
Цель: закреплять умение образовывать и понимать сложные слова.
Наглядный материал: предметные картинки.
Детям вначале читалось стихотворение, выделялась интонацией каждая значимая часть слова:
Рыбу ловит рыболов.
Пчел разводит пчеловод.
Землю копает землекоп.
Пешком ходит пешеход.
Лед колет ледокол.
Листья падают – наступает листопад.
Лес рубит лесоруб.
Трубы чистит трубочист.
По дороге едет вездеход.
Пыль сосет пылесос.