Алла Богданова
Игры и упражнения для детей 3–4 лет при лечении заикания
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для детей 3-4 лет при лечении заикания
Дыхательные упражнения - очень важны при лечении заикания,
поскольку они дают опору для новой здоровой и плавной речи ребенка.
Важно учить малыша дышать глубоко, «животом». Легче всего этот способ освоить в положении лежа. Уложите ребенка на спину на ровную поверхность, положите ему на живот резиновую игрушку или книгу. Предложите сделать вдох носом, при этом живот надувается и игрушка поднимается вверх, словно кораблик на волне. Затем – выдох через сомкнутые губы: пффффф. Выдох долгий и плавный, живот при этом сдувается, и игрушка опускается вниз. Потом небольшая пауза, и все начинается сначала. Когда ребенок освоит этот способ дыхания, выполняйте с ним такие дыхательные циклы 3-4 раза подряд. И тренируйте глубокое дыхание и в положении сидя и стоя.
Публикация «Игры и упражнения для детей 3–4 лет при лечении заикания» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Помимо воспитания глубокого дыхания у детей 3-4 лет при лечении заикания, важно развивать длительный ротовой выдох. Здесь пригодятся различные игрушки на «поддувание» : вертушки, воздухобол, мыльные пузыри и другие. Полезно задувать пламя свечи (обязательно под присмотром взрослого, дуть в воду через соломинку и пускать «булики».
Голосовые упражнения– помогают сделать голос сильным, интонированным.
1. «Мяч» (бить воображаемым мячом об пол, пропевая слог МО, об стену – МЭ, об потолок – МИ, и снова об стену и об пол).
2. «Колокола» (большие колокола звонят БОМ – поем низким голосом, средние БЭМ – пропеваем обычным тоном голоса, маленькие – БИМ – высоким голосом, и снова средним и низким).
3. Усиление и ослабление голоса (петь поочередно гласные звуки А, Э, О, У, Ы на одном дыхании – тихо, громче, еще громче, а потом все тише и тише).
4. Петь на выдохе серию гласных АОУИ ( с разной интонацией: сердито, ласково, радостно, грустно, удивленно).
Артикуляционная гимнастика– позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата, а значит делает речь четкой и красивой.
1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.«Улыбка – Трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга.
4.«Часики». Язык из одного уголка рта переходит к другому, словно маятник часов.
5. «Лошадка фыркает.» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
6. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
7. Надуть и втянуть щеки.
8. Рот закрыт. Ударять кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит изо рта с силой и шумом.
9. «Орешки.» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
10. «Почистим зубы». Рот открыт. Погладить языком за нижними зубами, за верхними зубами.
11. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
12. «Вкусное варенье». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
13. Для мягкого неба:
- открыть рот, покашливать. (4-6 раз)
- открыть рот, позевать (4-6 раз)
Гимнастику можно выполнять перед зеркалом, можно под музыку. Упражнения можно осваивать постепенно, делать несколько движений для губ, несколько для языка и неба. Общая продолжительность гимнастики может быть 3-4 минуты.
Упражнения для развития чувства темпа и ритма
Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные темпы и ритмы, в том числе и музыкальные, а затем пропевание слогов, слов, стихов на заданные ритмы.
Вы можете предложить ребенку отхлопать вместе с вами (сопряженно, а потом вслед за вами (отраженно) такие ритмы:
///
// ///
// // ///
Число палочек соответствует числу хлопков, расстояние между палочками означает паузу.
Можно «отхлопывать» и стихи. При этом хлопок делается не на каждом слоге, а на сильной доле стиха. Например, НАшаТАняГРОмкоПЛАчетУроНИла вРЕчкуМЯчик.
Рекомендуется в качестве речевого материала использовать хорошо знакомые детские стихотворения, написанные стихотворным размером хорей. Это стихи А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка», С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», считалка «Аты-баты, шли солдаты». Многие стихи К. Чуковского, русские народные потешки, колыбельные песни написаны этим размером.
Я искренне надеюсь, что эти упражнения помогут вам в долгой и кропотливой работе по лечению заикания у детей.