Корнеева Марина
Игры для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для детей с РАС
В основе аутизма лежит как генетика, так и физиология. Большое влияние оказывает процесс развития эмбриона на ранних стадиях беременности. Недостатки в воспитании и упущения родителей не являются причиной аутизма. РАС сопровождает человека всю жизнь. У всех людей с РАС наблюдаются особенности поведения в разных сферах жизни. Ребёнку с РАС сложнее понимать эмоции других людей и выражать собственные чувства. По этой причине ему бывает трудно создавать и поддерживать дружеские отношения. Ребенку может быть сложно установить зрительный контакт. Также способы его реагирования в различных ситуациях с помощью слов и жестов могут отличаться от общепринятых. У ребёнка с аутизмом часто присутствуют сложности различной степени в понимании речи и говорении, а также проблемы с невербальной коммуникацией. Ему сложно понимать чувства другого человека по интонации. Он может истолковывать сказанное абсолютно дословно. Что является причинами расстройства аутистического спектра Социальное взаимодействие Социальная коммуникация Ребенку с РАС сложно понять ситуации, в которых он не был. Он не может себя представить на месте другого и понять, что тот чувствует. Кроме того, могут проявляться гипер- и гипочувствительность, трудности с управлением своей деятельностью, различные повторяющиеся действия и необычные интересы. Ребенок может быть гипер- или гипочувствительным к различным раздражителям, таким, как звук, прикосновения, запахи, свет, цвет, температура, боль. Например, городской шум, который редко беспокоит других людей, может казаться слишком громким и мешать человеку с РАС. Он может вызывать тревожность и даже физическую боль. Это проще всего заметить, когда ребенок реагирует на свет и звук. Гипер- и гипочувствительность могут проявляться в работе одних и тех же органов чувств, могут меняться в течение жизни и даже в течение дня. Сенсорная система ребенка с РАС может быть перегружена очень просто. Причиной могут быть различные звуки, свет, запахи, скопление людей. В ситуации столкновения с раздражителями ребенок сам стремится уменьшить их воздействие, например, закрывая уши, уходя в спокойное место или успокаивая себя привычным способом: прыгая, теребя руки, перебирая что-нибудь в руках. Все это - методы, которыми ребенок с РАС пытается регулировать нагрузку на органы чувств, поэтому не стоит его в этом ограничивать без особой необходимости. Ребёнок с РАС может испытывать различные трудности при говорении и понимании речи. Ему сложно интерпретировать жесты и эмоции других людей. Он понимает устную и письменную речь в буквальном смысле. В беседе с другим человеком ребенок может гримасничать, ему трудно обрабатывать информацию и запоминать необходимые вещи. У некоторых детей с РАС речь очень ограничена или полностью отсутствует. Очень важно найти способ коммуникации с ребёнком, чтобы он учился выражать свои мысли и мог быть понятым окружающими.
Публикация «Игры для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость: аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства.
Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.
Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог или мама предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком.
Коммуникативные игры :
«Твоя ладошка, моя ладошка»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка.»
«Мы на лодочке плывем»
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:
Мы на лодочке плывем,
Тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» —
Покачнулись ты и я.
«Покатаем мячик»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.
«Бумажный листопад (снегопад)»
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты, затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».
«Мой кубик, твой кубик.»
Цель: формирование эмоционального контакта с взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
Именно через игру можно найти подход к ребенку. Игры с водой у детей создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию коммуникативных навыков, познанию окружающего мира.
Игры с водой, брызгание, переливания им очень нравятся. В них можно играть не только во время купания, но и в любое время. Вода способствует эмоциональной разрядке, оказывает успокаивающее действие на ребенка.
Во время игр с водой ребенок:
1. Получает новые сенсорные знания.
2. Устанавливает эмоциональный контакт с родителем, педагогом.
3. Переживает положительные, приятные эмоции.
4. Улучшает мелкую моторику.
Существуют различные виды игр с водой. Пробуя играть по очереди в каждую из них, обязательно найдется та, что будет интересна ребенку.
Переливание воды. Для этой игры необходимо взять несколько различных емкостей – стаканы, миски, пластиковые бутылки различных размеров. Их можно наполнять водой, переливать из одной емкости в другую.
Брызганье. Эту игру рекомендуется проводить на улице в летний период. Можно использовать водяные пистолеты, шланги для полива, различные брызгалки.
Камешки. Находясь на берегу реки, озера или пруда, бросайте камни в воду и наблюдайте, как расходятся круги по водной глади.
Фонтан, водопад. Подставить под струю воды из крана узкую бутылку или ложку. При этом возникнет фонтан брызг, что очень нравится детям.
Купание кукол. Раздеть кукол, с помощью мыла и мочалки искупать их, затем вытереть полотенцем и одеть.
Бассейн. Миску или таз наполнить водой и устроить бассейн для игрушек, обучить их плаванию.
Важно! Игру в бассейн рекомендуется проводить, если ребенок его уже посещал и имеет представление о том, что такое бассейн.
Озеро. Для этой игры понадобится большая емкость для воды. В озеро можно запустить рыбок и понаблюдать, как они плавают. Затем рыбок можно словить и сложить в ведерко. Также можно посмотреть, как плавают уточки, затем выходят на берег к маме-утке, клюют зерна и греются на солнце.
Море. Во время следующей игры озеро может превратиться в море. По морю плавают лодки, кораблики. На море может подняться ветер, сильные волны. Чтобы не попасть в шторм, корабли и лодки возвращаются на берег.
Мытье посуды. После игрушечного обеда вымыть посуду с помощью губки. Сначала теплой водой, а затем сполоснуть холодной.
Пенная вечеринка. Наполнить ванну водой и добавить в нее пены. Из пены можно сооружать различные предметы – бороду и усы, колпаки на голову, строить замки.
Цветная вода. Для этой игры понадобятся кисти, акварельные краски и несколько стаканов с водой. Взять кисть, нанести на нее краску и опустить в воду. Затем вместе с ребенком наблюдать, как прозрачная вода меняет свой цвет. Начать игру можно с любимого цвета ребенка. Также можно смешать несколько красок и посмотреть, как из желтого и синего цвета получается зеленый, из синего и красного – фиолетовый, оранжевый – при смешивании красного и желтого.
Во время игр с водой ребенок можно забрызгать пол, стол или разлить воду. Будьте готовы к этому и ни в коем случае не ругайте его. Главное, правильно организовать игру. Если во время игр с водой в квартире образовались лужи, то вместе с ребенком можно вытереть пол.