Светлана СТЕЛЬМАХ
Игровые задания для развития музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основными компонентами музыкально-сенсорных способностей детей являются вслушивание, различение, воспроизведение основных свойств звука: высоты, длительности, тембра, и силы. Задания на различение высоты звука. В качестве первого задания на различение звуков, разных по высоте, для детей второго года жизни применяются озвученные игрушки: петушки — большой и маленький, кошка и котенок, медведь — большой и маленький, куклы и т. д. В конце второго и в течение третьего года жизни это задание выполняется с использованием детских музыкальных инструментов. Дети слушают и различают высокое и низкое звучание большого и маленького барабанов, бубнов (разных по цвету, колокольчиков. Применяется также металлофон. Детям дают послушать звуки До1 и До2, одновременно показывая картинки с изображением большой и маленькой птицы или соответствующих игрушек. При повторном воспроизведении этих звуков дети узнают, "какая птичка поет", указывая на картинку или игрушку.
Публикация «Игровые задания для развития музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Задания на различение длительности звука. Они, так же как и пpедыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут означать игровой образ "медведь идет", короткие — "зайчики прыгают". Педагог учит малышей самостоятельно отстукивать ритм, связанный с игровым образом : "кошка идет" — "кошка бежит".
Задания на различение звуков по тембру. Малышей можно упражнять в различении тембровой окраски звуков, так как в их слуховом опыте уже имеются представления, связанные со звучанием различных инструментов (дудочка, металлофон, духовая гармоника). Эти задания вначале проводятся с использованием игрушек (котенок, петушок, корова и др., которые дети различают и угадывают по их голосам. Дети постарше подобные занятия выполняют с музыкальными инструментами. Вначале они узнают более контрастные (дудочка — барабан, металлофон — бубен, затем более схожие (бубен — барабан, духовая гармоника — дудочка, металлофон — треугольник и т. д.). Если ребенок узнал по слуху, какой инструмент звучал, педагог предлагает ему поиграть на нем.
Задания на различение силы звука. Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона ("падают капли дождя", "идет сильный дождь", показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко в соответствии со звучанием указанные выше задания способствуют формированию музыкально-сенсорных способностей, осваиваются детьми на основе подражания действиям воспитателя (музыкального руководителя). На первоначальных этапах музыкального развития детей раннего и младшего дошкольного возраста подражание можно рассматривать как активную форму деятельности ребенка, в процессе которой он знакомится и осваивает окружающую среду.