Полякова Ольга
Игровые упражнения для совершенствования грамматического строя речи у дошкольников подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение 1.«Есть- нет.»
Предложите дошкольнику говорить об отсутствии предмета, который вы ему назовете :
Есть вилка – нет вилки
стул - нет.. . сапог- нет.. .
яблоко – нет.. . ребенок –нет.. .
снег – нет.. . носок – нет.. .
озеро – нет.. . ларец – нет.. .
белье – нет.. . ветка – нет.. .
платок – нет.. . пузырь – нет.. .
Упражнение 2.«Кто как делает?»
Предложите дошкольнику придумать слова, обозначающие действия одного и того же предмета:
Дверь открывают, закрывают,прикрывают.
Воду наливают,. . .
Публикация «Игровые упражнения для совершенствования грамматического строя речи у дошкольников подготовительного возраста» размещена в разделах
Самолет летает,. . .
Машина въезжает,. . .
Огород сажают,. . .
Упражнение 3.«Назови, чье?»
Предложите дошкольнику назвать признак по принадлежности:
У кота лапы чьи?- Кошачьи.
А хвост? А голова? А глаза?
У лисы уши чьи?..
А лапы? А нос? А усы?
У мыши хвост чей?.. .
А глаза? А лапки? А спинка?
У верблюда шерсть чья?.. . .
А ноги? А рот? А уши?
Упражнение 4.«Что где лежит?»
Приготовьте несколько предметов или игрушек. Выполните следующие действия:
• положите ручку в книгу ;
• положите ручку в пенал ;
• спрячьте карандаш в сумку ;
• поставьте чашку на стол ;
• положите тетрадь под книгу.
Произведя действие, задавайте дошкольнику вопросы :
• Куда я положила тетрадь?
• Куда я поставила чашку?
• Куда спрятала карандаш?
Упражнение 5.«Как сказать, если предметов много?»
В этом упражнении дошкольнику нужно образовывать формы множественного числа, прослушав название предмета в единственном числе :
слово - мяч-
ночь- крот-
дочь- карта-
лоб- птенец-
сын- оконце-
лисенок- ручей-
стекло- фигура-
Упражнение 6.«Назови предмет маленькой величины.»
Предложите дошкольнику посмотреть на картинки и назвать маленький предмет из пары:
книга – книжечка
окно-окошко
машина-машинка
нож- ножичек
рыба –рыбка
жук-жучок
стол- столик
щетка- щеточка
гриб- грибок
мяч- мячик
вилка-вилочка
Упражнение 7.«Как зовут детенышей?»
Предложите дошкольнику назвать слова, которые обозначают детенышей разных животных:
У кошки - котенок У лягушки-…
У коровы-… У овцы-…
У собаки -… У зайца-…
У свиньи- … У лисы-…
У верблюдицы-… У белки-…
У лошади-… У волчицы-…
ДАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОЗВОЛЯТ ДОШКОЛЬНИКУ НАУЧИТЬСЯ ПОНЯТНО ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ, ТОЧНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ, БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ ОКРУЖАЮЩИМИ, ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И СО ВЗРОСЛЫМИ.