Виктория Смышляева
Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников «Консультация для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников „Консультация для родителей“» размещена в разделах
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений:
Словоизменение – число, род, падежи;
Словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов;
Согласование различных частей речи между собой;
Фраза – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами,
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки в образовании множественного числа (ключ-ключи-ключей; лети-летят; красный-красные, согласовании существительных с числительным (один пень – два пня-пять пней). Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов (зеркало – зеркальце; ива - ивовый, слива – сливовый, медведь – медвежий и т. д.); образовании относительны прилагательных (куричный суп, яблоковое варенье и т. д.).
Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.
Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка. Предложите ребенку 5-6 лет выполнить ряд несложных упражнений.
Проверьте своего ребенка.
1. «Скажи, чего много?»
Шар один, а много чего? …. (шаров)
Стол один, а много чего? …. (столов)
Голубь один, а много кого? … (голубей)
Лебедь один, а много кого? …. (лебедей)
Пень один, а много чего? …. (пней)
Лев один, а много кого? …. (львов)
2. «Посчитай от 1 до 10»
Один каблук, два каблука, три каблука, четыре каблука, пять каблуков, шесть каблуков и т. д.
Одна сосна, две сосны, три сосны, четыре сосны, пять сосен, шесть сосен т. д.
Одно озеро, два озера, три озера, четыре озера, пять озер, шесть озер и т. д.
3. «Назови ласково»
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце, кресло – креслице, платье – платьице, сова – совушка, соловей – соловушка, дети – детушки и т. д.
4. «Какой сок?»
Из яблок сок – яблочный
Из капусты – капустный
Из моркови – морковный и т. д.
5. «Исправь Незнайку». Взрослый произносит предложения с ошибками и просит ребенка исправить и повторить правильно.
«Карандаш упал над стол. Из коробки положили игрушки. Тане подарили красивая, интересная книгу. Машина отъехала к магазину».