Сона Цатурян
Игровые упражнения для детей дошкольного возраста по «Теории и технологии речевого и литературного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Задание №1
1. Игровое упражнение для младшего дошкольного возраста “Кто внимательный?”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Воспитатель садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом с детьми разложены игрушки. Воспитатель предупреждает детей, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”, “Посади в машину куклу” и так далее. Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.
Публикация «Игровые упражнения для детей дошкольного возраста по „Теории и технологии речевого и литературного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Игровое упражнение для среднего дошкольного возраста «Угадай чей, голос?» Лексическая тема «Домашние животные».
Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие.
Задачи: Активизация словаря наречий; глагольного словаря. Продолжать учить детей различать высоту, силу и тембр голоса.
Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произносит различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, воспитатель, предлагает им определить, большое это животное или маленькое.
Например, воспитатель громко произносит «мяу-мяу-мяу» и спрашивает: «Кто такие звуки издаёт?» Дети: «Кошка».
Затем воспитатель произносит это же звукосочетание тихо: «А это кто?» — спрашивает воспитатель. Дети: «Это котёнок».— «Как вы узнали, что это котёнок?» Дети: «Котёнок мяукает тихо, а мама-кошка — громко».
Воспитатель, добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.
3. Игровое упражнение для старшего дошкольного возраста «Делай правильно»
Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Воспитатель. Когда шьют иголкой (показ картинки, слышится: “Шик – шик – шик”. Когда пилят дрова пилой (показ картинки, слышно: “Жик – жик – жик”, а когда чистят одежду щёткой, слышно: “Щик – щик – щик” (дети повторяют все звукосочетания вместе с воспитателем по 2-3 раза). – Давайте шить…пилить дрова… чистить одежду (дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания). Воспитатель в произвольном порядке произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.
Задание №2
Дидактические игры
А)На классификацию предметов и их словесных обозначений по разным признакам. «Назови одним словом». В эту игру можно поиграть с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель: По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.
Ход игры: Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке, назвать предметы на картинке одним словом.
Б)Составление словосочетаний и предложений со словами, обозначающими родовое и видовое понятие.
В дидактической игре «Сравни» дети объясняют качество двух объектов. Игра для среднего дошкольного возраста.
Цель: Сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству).
По вкусу: горчица и мед
По возрасту : юноша и старик
По высоте: дерево и цветок и т. д.
В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.
- Слон большой, а комар.
- Камень тяжелый, а пушинка.
- Днем светло, а ночью.
В) Исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком.
Игра для детей старшего дошкольного возраста «Четвертый лишний».
Цель игры: Развитие мышления и внимания дошкольников. Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку
Ход игры: Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
Распечатать предлагаемые дидактические карточки, на которых находятся 4 разных изображения (живые и неживые предметы).
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку. Остальных должен классифицировать как домашних птиц.
Задание № 3
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель данных игр : расширить словарный запас ребенка, научить узнавать предметы по их форме, тем самым, развивая осязательные способности ручек.
Вариант 1 (младший дошкольный возраст)
Для того чтобы расширить пассивный словарь ребенка, развить у него понимание речи, показываем малышу мешочек со словами, что он не простой, а волшебный. Вынимая из мешочка игрушки или предметы, называем их и передаем малышу для рассматривания. Хорошо, если вы, показывая предмет или игрушку, расскажете про него стишок или потешку. После того, как малыш рассмотрит все предметы, попросите убрать их в мешочек. Вы называете предмет, а ребенок кладет его в волшебный мешочек. Потом просим малыша достать определенный предмет. Попросите ребенка доставать предметы сначала правой, а потом левой рукой.
Вариант 2 (средний дошкольный возраст)
Для игры потребуется два мешочка. Находим в доме разные по фактуре предметы в двух экземплярах, например: две пластиковых крышки, два кубика, две монеты, два маленьких мячика и т. д. Раскладываем их по мешочкам, предлагаем ребенку поиграть. Воспитатель нащупывает в своем мешочке предмет, объясняет его свойства (круглый, резиновый, мягкий, острый) и, называя его, достает из мешочка. Предлагает ребенку найти такой же предмет в своем мешочке на ощупь.
Вариант 3 (старший дошкольный возраст)
Игра для тренировки не только осязательной, но и зрительной памяти. Пригласите поиграть вместе с вами любимого мишку. Ребенок достает предметы из мешочка и рассказывает мишке, какие они. Все вынутые предметы выставляются перед мишкой. Можно их пересчитать. Ребенок отворачивается или закрывает глазки, а мишка в это время убирает один предмет обратно в мешочек. Ребенок должен назвать, какой предмет исчез. Можно поменяться с ребенком местами и воспитателю закрывать глаза, предоставив малышу прятать предметы. Постепенно увеличиваем количество предметов в мешочке.
Задание № 4
Вариант 1 (средний дошкольный возраст)
Игра: «зайки серые»
Цель: Помочь детям в составлении короткого рассказа по вопросам воспитателя.
Воспитатель предлагает взять одной девочке куклу а другой мячик. Как вы думаете, о каком стихотворении сейчас пойдет речь? (о Тане и мячике)
- Наша Таня громко плачет
- Уронила в речку мячик
- Тише Танечка не плач не утонет в речке мяч.
Какой мячик? (круглый, красный, синий, резиновый) А какая девочка? (у нее длинные волосы, синие глаза, красивое платье)
Вариант 2 (младший дошкольный возраст)
Цель: Учить правильно называть игрушки, развивать словарный запас.
Воспитатель говорит: «А отправимся мы на автобусе» Проходите и занимайте места и поедем в магазин «игрушки, к мишкиным друзьям»
Дети проходят рассаживаются по местам в «автобус», и мы отправимся в путь.
Воспитатель, сообщает детям о том, что пришли в магазин «игрушки» и рассказывает стихотворение Н. Ворониной:
- Посмотрите, в магазине
- Все игрушки на витрине:
- Заводные зайчики, куколки и мячики, пушистые котята, матрёшки, медвежата, все на полочках сидят с нами поиграть хотят.
Описание игрушек, рассказывание стихотворения.
Воспитатель обращается к детям: давайте с вами посмотрим, какие игрушки стоят на полке в магазине? Ответы детей : Заяц, мячик, кукла…
Воспитатель берет в руку лошадку и предлагает детям рассказать про нее:
Какого она цвета? (коричневая) Какой у нее хвост? (длинный) А что это на голове? (грива)