Ольга Тумакова
Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры и упражнения могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Публикация «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание и соответствующая задача. Отбираются игрушки, с которыми легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.
Дидактические игры:
«Кто ушел, кто пришел»
Цель: Закрепить правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже ед. и мн. числа
Материал: Игрушки – животные, с которыми производят действия: заяц – зайчата, кошка – котята и т. п.
Правила игры: выбрав игрушку и выполнив действие с ней, ребенок, говорит что он делал от имени игрушки.
Игровые действия: Дети, по просьбе взрослого выбирают игрушку – животное, называют ее. Взрослый предлагает выполнить упражнения зайцу с зайчатами. Затем воспитатель спрашивает: «Что делал заяц?», ребенок выполняющий данную роль отвечал (прыгал). Потом воспитатель спрашивал зайчат: «Что делали зайчата?», дети, выполняющие роль зайчат (дети, в руках которых игрушка - зайчонок) отвечают (прыгали). Игра продолжается с другими игрушками.
«Что изменилось»
Цель: Упражнять детей понимать и правильно употреблять предлоги с пространственным значением (в, на, за, около, под).
Материал: Игрушки: стол, кукла.
Правила: Взрослый расставляет предметы и игрушки, задает вопрос, дети отвечают. Если ответ неточный, то воспитатель подсказывает полный ответ: «Кукла стоит около стола» и т. п.
Игровые действия: Детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем смена положения: за столом, на столе, под столом, а дети отгадывают, что изменилось и проговаривают предложением.
«Спрячь игрушку или прятки»
Цель: Упражнять детей в усвоении предлогов и падежей.
Материал: для второго варианта: знакомые игрушки, кукла Таня, собачка.
Правила: Часть детей прячется, другая часть детей подсказывает кукле, где прячутся дети.
Второй вариант: дети указывают куда спрятать ту или иную игрушку, а собачка ищет.
Игровые действия: К детям пришла кукла Таня. Она хочет поиграть с ними в прятки. Сначала прячутся дети по подсказке воспитателя: … спрячься за шкаф, …спрячься под стол, … за дверь и т. п. Кукла Таня ищет их «Где же Соня? Она под столом».
Теперь прячется кукла Таня, а дети ищут и говорят, куда она спряталась.
«Скажи, что изменилось? Чего не стало?»
Цель: Упражнять детей в усвоении формы родительного падежа мн. числа существительных; развивать внимательность, память, воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
Материалы: Группы игрушек - по две-три штуки, ширма
Правила: Дети внимательно рассматривают группы игрушек, выясняют какие исчезли и правильно проговаривают слова.
Игровые действия: «Ребята посмотрите на стол. На столе много игрушек. Давайте назовем их» - дети перечисляют группы игрушек. «Сейчас я их спрячу и некоторые из них убегут, а вы должны узнать чего не стало» Взрослый просит рассмотреть группы игрушек, ставится ширма, за которой взрослый убирает одну из них, ширма убирается и через 30 сек. спрашивает: «Каких игрушек не стало» или «Чего не стало». Дети отвечают, после чего игрушки возвращаются. Игра повторяется несколько раз (4-5раз). Если дети проговариваю неверно, то слова исправлялись.
«Короткие слова»
Цель: упражнять в умении употреблять предлоги к – от, на – с (со, в – из, по; закреплять умение составлять простые предложения; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.
Материал: парные картинки в виде парных пазлов, например, на первой изображен котенок на заборе, на второй – котенок спрыгивает с забора.
Правила: отобрать картинки в пары по фону.
Игровые действия: перед детьми выкладываются первые половинки картинок. Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, назвать их. Взрослый задает вопросы по каждой картинке: «Что (или кто) это? Что он делает?» Затем дети находят к картинке пару, составляя предложение с предлогом. Например: Цветы стоят в вазе. Цветы достали из вазы.
На желтом фоне – предлог по. Кто по чему едет, идет, гуляет: Мальчик идет по дорожке. Мальчик поднимается по лестнице; Машина едет по дороге. Машина едет по мосту; Кто идет по забору. Кошка гуляет по крыше; На зеленом – предлоги в – из: Собака сидит в будке. Где сидит собака? (в будке); Собака вылезла из будки. Откуда вылезла собака? (из будки); Девочка сидит в домике. Где сидит девочка? (в домике); Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка (Из домика); Цветы поставили в вазу. Куда поставили цветы? (в вазу); Девочка достала цветы из вазы. Откуда девочка достала цветы? (Из вазы); На розовом – предлоги на – с (со): На полке лежат игрушки. Где лежат игрушки? (на полке); Девочка взяла с полки зайку. Откуда девочка взяла зайку? (С полки); Кофта висит на вешалке. Где висит кофта? (на вешалке); Мальчик снимает с вешалки кофту. Откуда мальчик снимает кофту? (С вешалки); Яблоко лежит на столе. Где лежит яблоко? (на столе); Девочка взяла яблоко со стола. Откуда девочка взяла яблоко (Со стола). На голубом фоне – предлоги к – от: Котенок бежит к дереву. К чему бежит котенок? (К дереву); Котенок бежит от дерева. От чего бежит котенок? (от дерева); Машина едет к светофору. К чему едет машина? (к светофору). Машина отъехала от светофора. От чего отъехала машина? (от светофора); малыш идет к маме. К кому идет малыш? (К маме); Малыш побежал от мамы. От кого побежал малыш? (от мамы).
«Назови маму и его детеныша»
Цель: Упражнять детей в употреблении трудных форм с суффиксами – онок, енок: котенок
Материал: Карточки с изображением домашних животных мамы и их детенышей (кошка с котенком, собака с щеночком, корова с теленком, свинья с поросенком, овца с ягненком, коза с козленком)
Правила: ребенок, рассмотрев картинку, называет маму и ее детеныша
Игровые действия: взрослый показывает одну картинку и просит назвать маму, а затем назвать ее детеныша. Если малыш ответил неверно, то взрослый исправляет ошибку и просит повторить правильно.
«Скажи, что делает бабушка? (Дедушка)»
Цель: Упражнять в умении составлять короткие предложения.
Материал: Сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду, варит обед, забивает молотком гвозди, копает землю (грядку) и т. п.
Правила: Ребенок составляет предложение по рассматриваемой картинке.
Игровые действия: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.
«Волшебная коробка»
Цель: Упражнять детей в умении употреблять существительные среднего рода.
Материал: Занимательная коробка с игрушками: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушка, зайчик.
Правила: дети сами вынимают предмет и описывают его сначала по вопросам, затем без вопросов.
Игровые действия: В ходе игры детям предлагают вынуть одну игрушку (любую) и описать ее, отвечая на вопросы: Что это? (яблоко); Какое яблоко? (красное, вкусное, круглое) и т. п.
«Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять умения детей употреблять существительные среднего рода, использовать глаголы в разной форме
Материал: Занимательный мешочек с предметами. Игрушка – заяц, предметы - муляжи: морковка, огурец, яблоко, помидор, лимон.
Правила: Дети выполняют задания: узнают показанный предмет и называют его. Второй вариант – дети узнают предмет по описанию и называют его.
Игровые действия:
Первый вариант: В гости к детям приходит заяц с мешком. Вопрос: Что у тебя в мешке? Заяц достает морковку. Что это? Какая морковка?
Во втором варианте: заяц опускает руку в мешочек и описывает тот предмет, который у него в руке, а дети отгадывают.
«Подарки»
Цель: Упражнять детей в усвоении винительного падежа
Материал: Подарки – коробочки с наклеенными предметными картинками: маленький утенок, плюшевый мишка, резиновая кукла и т. п.
Правила: взрослый задает вопрос, дети называют картинку.
Игровые действия: Вопрос: Что лежит в этом подарке?
Ребенок рассматривает и называет: «Утенок» и т. д.