Татьяна Афонина
Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в
словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и
синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая
система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается
самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его
Публикация «Консультация для родителей „Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря,фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще
преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи : местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является
правильное использование предлогов и согласование существительных с
прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого
возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,
формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему
грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются, «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически
правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап
формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения
способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:
Игра «Один-много»
Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление
существительных во множественном числе именительном падеже.
Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в
единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.
Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла –
куклы, кубик- кубики и т. д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен
перекинуть мяч и назвать слово ласково.
Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом -
домик, кукла - куколка и т. д.
Игра «Чего не стало»
Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
Ход игры:
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 –
7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,
а сам в это время убирает один любой предмет.
Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.
Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных
ребенком.
Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.
(Нет матрешки, нет самолета, ит. д.)
Игра «Сосчитай до 5»
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.
Упражнять детей в счете.
Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча, пять мячей…
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три
карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т. д.
Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со
словосочетанимиями: один синий мяч, два синих мяча….
Игра «Жадина и щедрый».
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными
местоимениями.
Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.
Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот» : «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».
Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? —
Шарф мой и т. д.
Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т. д.
Игра «Из чего какой»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а
ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.
Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из
фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –
резиновый, ложка из дерева – деревянная и т. д.
Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
притяжательных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.
Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей
различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке ( Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т. д.).
Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья, уши зайца
чьи (заячьи, хвост волка чей? (волчий).
Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.
Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.
Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый,
холодный)
Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает)
Лед (какой)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т. д.
Лед (что делает)- трещит, блестит, тает. Переливается и т. д.
Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствовать навык согласования существительных с
прилагательными.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.
Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым,
синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,
скажи».
Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги,
красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.
Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:
• Верьте в силы ребенка!
• Обучайте в игре!
• Умейте выслушать ребенка.
• Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво
поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует
успешной и быстрой автоматизации звуков.
• Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания
взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного
развития лексической, грамматической сторон детской речи.