Жанна Мухина
Игровые технологии в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1 слайд
Одним из направлений развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС дошкольного образования является речевое развитие. Это не случайно. Период дошкольного детства является благоприятным для усвоения речевых умений и навыков, овладения основами культуры речи, развития основных психических процессов. Кроме того, использование игровых технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач интегративно, комплексно формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка.
Публикация «Игровые технологии в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети, особенно с ТНР, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ТНР не воспринимают в полном объеме пространственные, неконкретные объяснения педагога и длинные инструкции. Поэтому одна из главных задач воспитателя — это заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе развития речи.
2 слайд
Игра один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом и коррекционном процессе, т. к. даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. А использование различных средств и форм в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса.
Существует двусторонняя связь между речью и игрой : с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.
Работая с детьми с ТНР, и сталкиваясь с проблемами в их обучении, нам пришлось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс освоения детьми материала адаптированной программы. С этой целью мы используем в своей работе различные игровые технологии.
3 слайд
Одним из основополагающих направлений в развитии речи ребёнка является работа над развитием речевого дыхания, которое помогает ребёнку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Для этого мы используем нестандартное оборудование для реализации игровых технологий на развитие физиологического и речевого дыхания, включая их в занятия как в физкультминутки, так и как часть занятия, направленную на развитие речевого дыхания.
Игры «Забей мяч в ворота», «Раскачай фрукт», «Снегопад», «Воздушный баскетбол» («Удержи мяч в корзине») и т. п. ;
- игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Мыльные пузыри», «Кораблики»;
- игры, направленные на закрепление центрального выдоха: «Фокус», «Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку» и др.
4 слайд
Взаимосвязь развития мелкой моторики и речевого развития неоднократно были подтверждены в различных исследованиях, поэтому мы работаем в этом направлении с использованием разнообразного игрового оборудования и игровых технологий, при помощи которых дети с удовольствием и интересом развиваются, а также реализуются задачи:
- развитие координации и точности движений руки и глаза;
- содействие нормализации речевой функции;
- подготовка руки к письму.
На слайде представлены игры с использованием «Сухого бассейна», где ребята с удовольствием и интересом достают, либо угадывают на ощупь мелкие игрушки из ёмкости с крупой; «Шнуровки», «Раскрути волчок», «Закрути гайку пальцами», «Пройди лабиринт» с использованием мелких игрушек, «Кто больше?» - игра с использованием нестандартного оборудования, в данном случае, счётчик от рукоятки скакалки, где дети кончиками пальцев вращают счётчик, одновременно закрепляются навыки счёта, знание цифр.
5 слайд
Активно используем игры с массажными мячиками «Су-Джок» (перекладывание из одной руки в другую, сжимание-разжимание мяча в ладони, прокатывание мячика по столу придерживая одним пальцем, поступательные движения ладонями с зажатым мячиком вперёд-назад, передвижение мячика по нарисованному лабиринту)
6 слайд
Одной из сложных областей развития детей с ТНР является развитие связной речи. Работая с детьми с ТНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование мнемотаблиц.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В мнемотехнике заключены основные факторы, облегчающие процесс становления связной речи :
- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям
называть предметы, их характерные признаки, производимые действия.
- создание плана высказывания (последовательное размещение всех
конкретных элементов высказывания).
В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, понятное детям. Использование приёмов мнемотехники позволяет достичь хороших результатов:
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать, придумывать интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень.
6 слайд
При обучении ребенка составлению предложений мы заметили, что у детей постоянно возникает желание держать что-нибудь в руках, к простым карточкам он быстро теряет интерес. А вот объемные фигурки, игрушки, являются стимулирующим звеном. Поэтому возникла идея создания многофункциональных кубиков со сменными картинками, которые бы позволяли и отрабатывать необходимый речевой материал, и удерживать внимание дошкольника. Выстраивание кубиков в ряд дает ребенку понятие о структуре предложения, расположения слов в нем, а манипуляции с ними позволяют еще и почувствовать это.
В качестве одной из составляющих игровых технологий по развитию связной речи мы используем кубики «Говорушки», которые по своему функционалу аналогичны мнемотаблицам, но могут использоваться как на ранних этапах формирования связной речи, так и на этапах формирования распространённых предложений в развёрнутом высказывании.
Многофункциональные кубики, сшитые из фетра разного цвета, набитые синтепоном с пришитыми липучками на каждой грани со сменными картинками, позволяют отрабатывать необходимый речевой материал и удерживать внимание дошкольника. Выстраивание кубиков в ряд дает ребенку понятие о структуре предложения, расположения слов в нем, а манипуляции с ними позволяют еще и почувствовать это.
Цель данного игрового пособия : развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.
Задачи:
расширение индивидуального словаря;
обучение навыку составления простых и сложных предложений;
формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
обогащение лексики;
развитие воображения.
Данные кубики мы используем в разных вариантах игр. Дети могут кидать кубики и из выпавших вариантов картинок составлять предложения, либо словосочетания, в зависимости от подготовленности ребёнка. Дети могут составлять предложения по выбранным изображениям, либо с неполным рядом картинок или с начальной частью предложения, но отсутствием конца.
В кубиках мы используем изображения предметов по лексическим темам. На каждой грани - тематическое изображение. Например, если тема «Игрушки», найдите картинки куклы, мяча, машинки, ракетки, юлы, конструктора.
- кубик с объектами отвечает на вопрос «Что это?». Либо «Кто это?»,
- кубик, изображающий действия, например, летит, шагает, спит, ползет, бежит, ест;
- цветовой кубик – красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый;
- кубик с эмоциями – веселый, печальный, испуганный, сердитый, удивленный, злой
- кубики – предлоги, с изображениями предлогов в виде пиктограмм.
Игру можно сделать соревновательной, при правильном ответе давать участнику фишку. Победит тот, кто наберет большее количество фишек.
8, 9, 10, 11, 12, 13 слайд
Одной из комплексных игровых технологий в развитии связной речи детей является Лэпбук.
Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук используется для:
- групповой,
- подгрупповой,
- индивидуальной,
- самостоятельной работы.
Содержание лэпбуков отражает тематику лексических тем и включает в себя различные развивающие и творческие задания, расположенные в «кармашках» :
информацию о сезонных изменениях;
мнемотаблицы, алгоритмы для составления описательных рассказов;
наборы сюжетных и предметных картинок;
дидактические игры;
картотеки пальчиковых игр;
картотеки загадок;
картотеки стихов, пословиц, примет;
шаблоны для творчества.
14 слайд
Хорошим подспорьем для развития связной речи детей являются и игры-драматизации, которые решают одновременно несколько задач: развитие связной речи, интонационной выразительности, развивают навыки театрально – исполнительской деятельности.
На слайде представлены разные виды театра, которые используются детьми в совместной деятельности в нашей группе: «Би-ба-бо», пальчиковый (тканевый, бумажный, резиновый, перчаточный театр, теневой театр, настольный театр (деревянный и резиновый, платковые куклы.
15 слайд
Конечно, развитие связной речи подкрепляется организацией сюжетно - ролевых игр, которые помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, прививают чувство родного языка, умение правильно произносить слова, позволяют лучше усваивать грамматические формы.
Увлечение игрой повышает способность к правильному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию, способствует развитию связной речи, монологической и диалогической, активизирует словарный запас, расширяет его, учит правильному звукопроизношению. Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.