Наталья Басина
Конспект занятия «Развитие связной речи посредством составления рассказа по картине «Вот это снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип, форма и методы, используемые в НОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – интегрированный.
Метод – словесный, практический, игровой, наглядный.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.
Тема: развитие связной речи по средствам составления рассказа по картине «Вот это снеговик»
Цель. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие умения детей составлять рассказ по картине
без повторов и пропусков существенной информации, опираясь на схему (мнемотаблицу).
Образовательные задачи: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); обучать умению придумывать название картине.
Развивающие задачи: Развивать связную речь. Упражнять в отгадывание загадки.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Средства реализации:
- снежинка с загадкой;
- речевой «Чудокуб «Признаки зимы»;
- макет снеговика (игрушка);
- доска, указка;
- картина «Вот это снеговик!»;
- мнемотаблица со схемой на тему картины.
Методические приемы: словесные, игровые, наглядные.
Организация детских видов деятельности:
- общение ребенка с взрослым;
- игровая деятельность.
Предварительная работа: наблюдения в природе за снегом, беседы о явлениях неживой природы, беседы о зиме, отгадывание загадок на тему «Зима», дидактические игры «Четвертый лишний», «Признаки зимы», «Что бывает зимой», «Чудокуб», «Что перепутал художник»; рассматривание иллюстраций о зиме, зимних изменениях, о зимующих животных, чтение художественной литературы.
Интегрирование областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие:
Познавательное развитие:
Способствовать формированию представлений о зиме, об изменениях в природе зимой.
Речевое развитие:
Развитие связной речи по средствам составления рассказа по картине, способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.
Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.
Художественно-эстетическое развитие:
Воспитывать интерес к художественному слову. Отгадывать загадки, проговаривать текст во время игр и динамических пауз.
Социально-коммуникативное развитие:
Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Физическое развитие: Развивать двигательные навыки детей.
Ход занятия
Эмоциональный настрой.
Доброе утро лесам и полям!
Доброе утро скажу всем друзьям!
Доброе утро, родной детский сад!
Доброе утро, рады мы видеть друг друга!
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня утром, по дороге в детский сад, я нашла вот такую снежинку (показываю снежинку, а на ней – загадка). Давайте её отгадаем.
Загадка:
Вы его слепили ловко!
Глазки есть и есть морковка.
Чуть тепло, заплачет в миг,
И растает …. Снеговик!
II. Основная часть.
- А в какое время года можно слепить снеговика? (Зимой)
- Ребята, как вы думаете, зима – это веселое время года?
- А как можно веселиться зимой? Ответы детей.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть с вот таким замечательным кубом.
Я буду давать вам куб, а вы будете выбирать картинку и составлять по ней предложение.
1. Дидактическая игра «Чудесный куб» (Что бывает зимой)
- Я начну игру с таких слов «кубик, кубик покружись и у (Миши, Вари, Кати) окажись!».
- У кого окажется кубик тот и составляет предложение по картинке… (дети лепят снеговика, дома покрываются снегом, наряжают елку к новогоднему празднику и т. д.)
После игры:
- А вы хотите, чтобы сейчас к нам в группу пришел самый настоящий снеговик?
- Тогда давайте все вместе скажем волшебные слова: «Раз, два, три – снеговик, заходи!».
Вот какой – забавный снеговик!
К снегу, к холоду привык!
Снеговик не простой,
А веселый, озорной.
- Давайте с ним поздороваемся!
- Ребята в нашей группе жарко для снеговика и чтоб он не растаял, предлагаю на него подуть, охладим его немного.
2. Дыхательная гимнастика «Подуй на снеговика»
- Снеговик принес с собой картину, давайте её рассмотрим (дети рассматривают картину).
- А как бы вы назвали эту картину? Ответы детей «Снеговик». «Дети слепили снеговика» и т. д.
- А художник назвал свою картину «Вот это снеговик!»
- Какое время года изображено на картине?
- Почему вы так решили?
- Ребята, какой снег на улице?
- Кого слепили дети?
- Ребята, нравится вам снеговик? Опишите его… (Снеговик очень большой, толстый. На голове - ведерко. Нос – длинная оранжевая морковка. Глаза - угольки. Снеговик улыбается)
- Как вы думаете, почему снеговик улыбается? (воспитатель принесла ему не просто метлу, а очень нарядную метлу, украшенную большим красным бантом. Должно быть метла ему понравилась.)
- Кругом нарядно, красиво. Согласны со мной?
Расскажите о том, что происходит вокруг снеговика?
(Много снега. Деревья и кусты в снегу. А елки и сосны зеленые. Видна крыша домика.)
- Как дети смотрят на снеговика? (Все смотрят на снеговика с восхищением, любуются им. Замечательный снеговик получился)
- Сейчас я предлагаю слепить своего снеговика!
3. Физкультминутка «Лепим мы снеговика»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка, а глаза –
Два веселых уголька.
Все, готов наш снеговик,
У него довольный вид!
4. Составление рассказа «Вот это снеговик!»
- Молодцы вы столько рассказали о том что изображено на картине, теперь пришла пора составить рассказ, я буду использовать вот такую схему - подсказку. (Показываю её детям вывешиваю под картиной).
«Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Дети надели теплую одежду, и вышли на прогулку. Ребята слепили большого, толстого, весёлого снеговика. Вместо шапки у снеговика ведро, глазки-угольки, нос - морковка. Снеговик улыбается, потому что воспитательница принесла снеговику метлу, да не простую, а с большим красным бантом. Дети смотрят на снеговика, радуются и говорят: «Вот это снеговик!»
- А теперь я предлагаю вам придумать свой рассказ (спросить 3-4 детей). Чтобы ничего не забыть, смотрите на схему. Рассказы детей.
Молодцы, у вас получились хорошие рассказы!
III. Рефлексия
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Чем вам нравится зима?
- Кто приходил к нам в гости?
- Какую картину рассматривали?
-Мы сегодня с вами учились составлять рассказы по картине, используя схему. Мне ваши рассказы очень понравились, а еще мы придумали название картине.
- Ребята, снеговику очень понравилось у нас в гостях. Но ему пора уходить, пока он совсем не растаял. Когда выпадет много снега, мы еще обязательно с ним встретимся. До свидания, снеговик! (Дети прощаются со снеговиком). И наше занятие на этом закончилось. Спасибо вам ребята.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Тип форма и методы используемые в НОД формирующие соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-408754-1739364683.jpg)