Городничева Ирина
Игровые технологии для развития интеллектуальных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Публикация «Игровые технологии для развития интеллектуальных способностей детей» размещена в разделах
Существует множество разнообразных методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Я выбрала «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счётные палочки Кюизенера», которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные операции.
Основная цель использования «Логических блоков Дьенеша» и «Счётных палочек Кюизенера» : они подводят дошкольников к решению логических задачи. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.
Задачи: (при использовании блоков Дьенеша) это:
Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
Развитие мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
Развитие творческих способностей.
При использовании счё тных полочек Кюизенера решаются следующие задачи:
Формирование понятия числовой последовательности, состава числа.
Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
Формирование умения делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
Способствуют усвоению понятий сложения, умножения, вычитания и деления чисел.
Развитие психических процессов: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительная и слуховая память, внимание, воображение, речь.
Развитие детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности.
Развитие умения работать в коллективе.
Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, удерживать их в памяти. У игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша есть три варианта сложности. Так вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые); использую дидактические игры «Разложи по форме», «Разложи по цвету» «Разложи по размеру».
Для проведения некоторых игр и упражнений дополнительно используется вспомогательный материал: игрушки-персонажи, обручи, верёвочки и пр.
На следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме, третий вариант – классификация блоков по трем свойствам (цвет, форма, размер).
Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп. Малыши знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать и группировать, делают первые шаги в освоении логики и развивают аналитическое мышление. Так же малыши выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.
В игровой технологии «Цветные счётные палочки Кьюзенера» каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Умело подобранные задания по принципу «от простого к сложному» в игровой форме учат ребенка считать, различать цвета, сравнивать предметы по количеству и величине, ориентироваться на плоскости. В методическом комплекте «На золотом крыльце.» - собраны игры и упражнения, задания на умение выкладывать палочки по образцу и накладывать их на изображение.
Ребенку предлагается "оживлять" картины художника, делая их объемными. А самое главное предоставляется возможность почувствовать себя «творцом». И тогда оживут зайцы, медведь, колобок и другие сказочные герои. Выкладывание палочек на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка, учит внимательности и аккуратности.
Логические блоки Дьенеша и счётные палочки Кюизенера используются во всех видах деятельности. Только, за действуя творческий потенциал ребёнка, можно привить любовь к математике и развить его интеллектуальные способности.