Анастасия Гостева
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей
▼ Скачать +Заказ
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников.
Актуальность
Публикация «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Процесс реорганизации системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и образования, стимулирует поиски новых, более эффективных подходов к этому процессу. В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.
Общество испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. В настоящее время перед дошкольным образованием стоит задача- помочь дошкольникам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Но это возможно лишь в том случае, если педагоги помогут воспитанникам научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать свои собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
В результате рефлексии выявила, что мне не хватает компетентности в области применения технологии ТРИЗ.
Все вышеизложенное определило тему самообразования «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников»
Использование данной технологии в детском саду позволит создать условия для развития у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение.
Работа по теме саморазвития рассчитана на 2года, в период с 2016 по 2018 г.
Цель:
Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.
Освоение современных психолого-педагогических технологий,
Задачи саморазвития :
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
• Изучить и внедрить технологию ТРИЗ, ее формы, методы и приемы обучения в педагогический процесс.
• Проанализировать опыт работы других педагогов – новаторов по использованию технологии ТРИЗ.
• Создать психолого-педагогические условия для развития способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ-РТВ.
• Разработать перспективное планирование детьми 3-7 лет в соответствии с тематическими неделями ДОУ.
Перечень вопросов саморазвития :
• изучение психолого-педагогической литературы;
• разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
• изучение педагогического опыта других педагогов по теме «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников» ;
• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса с использованием технологии ТРИЗ.
Предполагаемый результат саморазвития :
• Знание методик и форм работы, использование ТРИЗ технологии в ДОУ.
• Создание образовательной среды, центр «Игры для детей по технологии
-ТРИЗ».
• Положительная динамика показателей интеллектуального развития детей.
• Развитие фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельностях
• умение провести рефлексию опыта работы по теме;
• разработка индивидуальную программу профессионального саморазвития;
• ведение мониторинга своего профессионального роста;
• обобщение и распространение опыта на различных уровнях;
• умение организовать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.
Этапы педагогического саморазвития
Этапы само-развития Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагности-ческий Изучение образовательной технологии – ТРИЗ
Использование интернет источников
Обновление методической и практической литературы, наглядного материала по вопросам использования ТРИЗ-технологии в ДОУ.
Изучение методических и практических новинок литературы по вопросам реализации ТРИЗ – технологии в ДОУ 2016-2017г.
Сентябрь-октябрь
Сентябрь-май Утверждение плана саморазвития.
Пройти курсы повышения квалификации по использованию ТРИЗ – технологии в ДОО
Изучение литературы:1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М. : Детская литература, 1984 г. - 243 с.
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
3. Ардашева Н. И., Гуткович И. Я, Костракова И. М., Сидорчук Т. А. Истории про. -Ульяновск, 1993г. - 46с.
4. Григорович Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -М. 1996 г.
5. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. \сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.
6. Мурашковска И. Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.
7. Нестеренко А. А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
8. Поддъяков Н. Н., Сохин Ф. А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.
9. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. \сост. Н. И. Ардашева, И. Я. Гуткович, Т. А. Сидорчук, О. Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с. 10. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М. : Просвещение, 1990 г.
11. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.
12. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. \пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
13. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.
14. Сидорчук Т. А. Мушарапова Л. А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста \в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 75-77.
15. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников : Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.
16. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.
Прогности-ческий Определение целей и задач темы.
Прогнозирование результатов
Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) Октябрь-ноябрь
Сентябрь-декабрь
Апрель-май -Выступление на педагогическом совете по теме «ТРИЗ как инновационная технология развития творческого мышления»
-Семинар –практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников»
-Подбор пакета диагностических методик отслеживания результативности целей и задач по внедрению технологии
-Работа над сбором и оформлением дидактического материала: Изготовление картотеки
игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ
технологий.
-Показ открытого методического мероприятия в ДОО с использованием ТИРЗ технологий.
Показ открытого педагогического мероприятия на районном семинаре
-Психолого-педагогическая диагностика.
Практи-ческий Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса
Корректировка работы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников.
Результаты работы
Октябрь-ноябрь
Сентябрь-май.
Апрель-май -Разработка проекта «Внедрение в образовательное пространство ДОУ методов и приёмов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников»
-Разработка сборников практического игрового материала и конспектов НОД в соответствии с «Календарём жизни ДОУ»
-Обогащение РППС развивающими играми и пособиями по ТРИЗ – технологии
-Посещение вебинаров,семинаров
-Ведение мониторинга эффективности выбранных методов и приемов работы.
-Открытые показы для воспитателей
-Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).
-Участие конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года»
-Представление опыта работы на районном методическом семинаре.
Ведение персонального сайта
-Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.
Обобщаю-щий Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
Распространение опыта своей работы Апрель май -Демонстрация пособий, дидактических игр по ТРИЗ – педагогики (изготовленых педагом)
-Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников»
-Публикация материалов в СМИ
-Размещение материала по теме на сайте ДОУ, в электронном портфолио в социальной сети.
-Распространение опыта работы на муниципальном региональном, уровне.
-Создание на официальном сайте МБДОУ страницы, отражающей деятельность по реализации методов и приёмов ТРИЗ – технологии
-Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).
Примерная смета расходов на саморазвитие :
№ Наименование затрат на саморазвитие Сумма затрат (руб.)
1 Курсы повышения квалификации 6000.
2 Приобретение методической литературы 2550.00
3 Участие в интернет-конкурсах : 400.00
Итого: 8950.00