Татьяна Ерошенко
Консультация для педагогов «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет
Технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Игровые технологии рассматриваются как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса обучения, объединенное общим сюжетом и содержанием.
К игровым технологиям формирования и коррекции звукопроизношения у дошкольников относятся: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, игры и упражнения для выработки подвижности органов речедвигательного аппарата, постановка звуков, автоматизация и развитие фонематического слуха, а также логоритмические игры и упражнения. Остановимся подробней на развитии у дошкольников фонематического слуха.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4–7 лет“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Фонематический слух – это способность человека слышать, узнавать и воспроизводить фонемы, то есть различать все звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Можно легко проверить, сформирован ли фонематический слух: достаточно попросить ребенка повторить любую русскую скороговорку (быстро не надо). Если малыш путает звуки, переставляет слоги, то к обучению грамоте он не готов. Страдает фонема – страдает вся система языка. Лексико-грамматические обобщения, необходимые для грамотной речи (и устной, и, в дальнейшем, письменной) формируются только с опорой на слух. Развитие фонематического слуха тесно связано с другими разделами программы дошкольного воспитания. Особенно важны: Развитие произвольности речи (языкового анализа и синтеза). К 7 годам мы должны научить ребёнка владеть такими понятиями как «звук», «слово», «предложение», «буква», «гласный», «согласный», а речевых детей еще и «мягкий» — «твердый», «звонкий» — «глухой». Фонематический анализ, как любое сложное умственное действие, формируется сначала во внешнем плане. Чтобы достичь нужного результата (умения называть по порядку звуки в любом слове, учим деток составлять схему слова. Эта работа проводится в тесной связи с формированием понятия «ряд», временных и пространственных ориентировок. Дети с хорошо развитым фонематическим слухом хорошо удерживают слоговую структуру слова, так как слышат гласные, их последовательность, ударность и безударность, у них легче происходит автоматизация звуков, быстрее формируются лексико-грамматические обобщения. Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Речь такого ребёнка готова к началу школьного обучения. Напротив, если фонематический слух к 7 годам не сформирован, ребёнка ждут большие трудности в овладении грамотой, а потом и в усвоении школьной программы по русскому языку.
Фонематический слух включает: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Фонематическое восприятие – это умение услышать звук (фонему) и отличить его от других в потоке речи.
Фонематические представления считаются сформированными, если ребенок может вспомнить слово (слова) или отобрать картинку (картинки) на любой заданный звук.
Фонематический анализ – это умение назвать по порядку звуки в любом слове. Мячик – [мь][а][ч][и][к]
Фонематический синтез – умение «собрать» слово из звуков.
Первый этап - узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игры: "Угадай, что звучало", "Шумящие мешочки", "Волшебная палочка", "Жмурки", "Похлопаем".
Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте
Игры: "Узнай свой голос", "Громко-тихо", "Три медведя".
Третий этап - различение сходных по звучанию слов
Игры: "Слушай и выбирай" (сходные по звучанию слова, "Верно-неверно" (замена первой буквы).
Четвертый этап - различение слогов
Игры: "Похлопаем" (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, "Что лишнее?" ("па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа").
Пятый этап - различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает. Сюда относятся различные игры на выделение заданных звуков из потока речи.
Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребёнка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.
Таким образом, для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.