Валентина Кондратьева
Игровые образы, как основа развития способностей детей раннего возраста к самоанализу и целеполаганию
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые образы подобраны по аналогии с различными видами темперамента детей :
Медвежонок (флегматик) : медлительный, спокойный, но настойчивый, целеустремленный.
Зайчонок (холерик) : быстрый, ловкий, но может уйти от цели
Черепашка (меланхолик) : чувствительный, осторожный, ранимый, действия слабые
Бельчонок (сангвиник) : шустрый, быстрый, смелый, общительный, действия точные, целенаправленные.
Педагог производит анализ от лица образов, сопоставляя с их особенностями целенаправленные действия детей.
Пример:
Публикация «Игровые образы, как основа развития способностей детей раннего возраста к самоанализу и целеполаганию» размещена в разделах
- Саша сегодня рисовал, как Зайка: быстро-быстро, скок-скок, но забыл, что хотел нарисовать травку.
- Дима рисовал, как Мишка: не торопливо, немного нарисует, посмотрит, что получилось, подумает, потом дальше рисует. Поэтому заборчик у Димы получился ровненький, но он не успел его закончить.
- А Наташа рисовала, как маленькая черепашка: осторожно брала карандаш, нажимала нежно, поэтому травинки тоненькие, слабые. Но Наташа нарисовала таких травинок целую полянку, всем зайчикам хватит.
-Ксюша и Марина, как белочки-труженицы, все быстро и уверенно нарисовали и еще другим помогали – подсказывали, как линию ровно вести…
Образы пяти героев педагог представляет детям в виде объемных (вязаных) игрушек и плоскостных фигур, которые могут располагаться на демонстрационных стендах и в других местах, представляющих работы детей. На стендах выделены четыре цветовых дорожки, на каждой из которых находится определенный образ.
Постепенно обучаясь у воспитателя способам самооценки от лица образа, дети начинают самостоятельно определять свою дорожку успеха:
реальную (я действовал, как медвежонок) и прогностическую (хочу научиться выполнять все, как бельчонок).
Вариант знакомства с образами (и дальнейшего с ним общения)
***
Познакомьтесь - это Мишка (Мы встречаем снова Мишку).
И зовут его – Топтыжка.
Он старательный, на диво,
Действует неторопливо,
И поэтому бывает –
Цели он не достигает.
***
Ну, а это, друзья, - зайчик:
Шустрый, быстрый попрыгайчик.
Зайчик действовать спешил
И про цель чуть-чуть забыл.
***
А вот – черепашка, она медлительная,
Но очень и очень чувствительная.
Действует тонко и осторожно,
Порой рассмотреть результат ее сложно.
Но черепашки все очень старательны
И цели достигнут они обязательно.
***
Бельчонок умный, быстрый, ловкий.
Приобретает он сноровку,
Ведь за дела смело берется,
И он совсем не зазнается.
Других он учит не сдаваться,
Чтоб к цели все-таки добраться.