Ляна Евдокимова
Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе. Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе.
Цель: распространение педагогического опыта по применению игровых педагогических приемов, как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
объединять усилия всех специалистов, к созданию психологически
комфортной среды для ребят, повышать эффективность коррекционно-развивающей работы;
содействовать повышению уровня мотивации на занятиях через
игровые средства обучения;
Публикация «Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе, Мастер-класс» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
внедрять новые технологии обучения и воспитания.
Качественно новый результат: умение педагогов применять игровые педагогические приемы, как средства развития речи в образовательном процессе.
Приё мы и методы: словесный, игровой, практический.
Оснащение: ТСО: экран, проектор, презентация «Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе
Раздаточные материалы: зеркала, тренажер для дыхания (рукавичка,
синельная проволока, фонарик и картинки, предметы для визуально-ритмического ряда, елочка с игрушками из фетра, карточки - зашумленные и цветные, тренажер-балансир, подарки (коробочки, носки подарочные,
мяч.
План проведения мастер-класса.
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.
II этап. Теоретический. Обоснование использования игровых педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе.
III этап. Практический.
1. Артикуляционная гимнастика. Сказка о Язычке.
2. Упражнение «Сдуй снежинку с рукавички».
3. Упражнение «Снежинка».
4. Упражнение визуально-ритмического ряда по образцу.
5. Логоритмическое упражнение «Зима».
6. Игра «Укрась елочку».
7. Игра «Раскрась картинки».
8. Упражнения на балансире.
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мастер-класса
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера.
-Добрый день, дорогие друзья!
- Прошу обратить ваше внимание на экран и зачитать слова вслух.
моделировать ситуацию,
прятать,
прыгать,
считать,
соревноваться,
наблюдать,
познавать
- Как вы думаете, какое действо объединяет все эти понятия?
- Совершенно верно – это игра.
- Игра – ведущая деятельность дошкольника. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
- Сегодня я вам предлагаю принять участие в мастер-классе «Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе».
II этап. Теоретический. Обоснование использования игровых педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе.
- Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного.
Процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Это скучно и не интересно ребенку, и занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
- Как вы думаете, какие игры используются на логопедических занятиях?
- Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.
А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.
- Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
- Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.
При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
выразительность проведения игр;
необходимость включения педагога в игру;
оптимальное сочетание занимательности и обучения;
простота, доступность, ёмкость и наглядность;
индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
- Игры и пособия, используемые логопедом, должны:
регулировать психоэмоциональное состояние детей;
формировать положительную мотивацию к занятиям;
преодолевать барьер в общении;
создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
- Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- Об использовании игровых технологий в логопедической работе, я расскажу вам в нашей практической части.
III этап. Практический.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.
Сказка о Язычке.
- Когда на часах стрелки показывали десять часов.
Упражнение «Часики».
- Язычок любил пить чай из своей любимой чашечки.
Упражнение «Чашечка».
- А иногда чай был горячий, его надо было остудить.
Упражнение «Остуди чай».
К чаю были угощения, вкусные блины.
Упражнение «Блинчик».
- Сладкое варенье.
Упражнение «Варенье.
И вкусные ириски.
Упражнение «Ириска».
- Язычок очень любил пить чай и делал это каждый день!
2. Игровые приемы на развитие речевого дыхания.
- Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы : «Подуй на листочки», «Поддувалочки», «Бабочка, лети!», «Гонки фасоли», «Буря в стакане», «Свистки», «Загони мяч в ворота», «Мыльные пузыри». Так же проводится работа над четкостью дикции и интонационной выразительности речи. Заучивание потешек и стихов.
Игра «Сдуй снежинку с рукавички»
- У вас на столе рукавичка, на ней снежинка. Возьмите рукавичку. Наберите воздух через нос, не поднимая плечи, и подуйте на снежинку через губы - трубочкой, не надувая щеки.
3. Развитие мелкой моторики.
- Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; сухой бассейн, природный материал, графические упражнения, мозаика, шнуровки, пазлы, бусы, камешки Марблс, резинки, Су-джок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия и т. п. Некоторые игры вы видите на экране.
Изготовление снежинки.
- Я вам предлагаю сделать снежинку.
- Возьмите три отрезка проволоки и в центре перекрутите их между собой. Лучики, начиная с края, накручивайте на палеци отпускайте. Таким образом, получаются завитушки, которые напоминают форму снежинки.
- Вот такие украшения для дома или группы у вас получились.
4. Упражнения на автоматизацию звуков.
- Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов : «Звуковая улитка», «Звуковые колпачки», «Лабиринты», «Жадина», «Цветные стёкла», «Четвертый лишний», «Добавь словечко» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка», игры с фонариком.
- Я вам предлагаю поиграть с фонариком.
Игра с фонариком.
- Возьмите фонарик, включите его.
- Возьмите картинку, посветите под картинкой.
- Что в сумке?
- Что в шкафу?
- Что у жабы в животе?
- В этих случаях проведена автоматизация звуков «с», «ш», «ж».
- Что у щучки в колечке?
- В этом случае проведена дифференциация звуков «щ»-«ч».
5. Развитие фонематического слуха и формирование основ слогового и звукового анализа.
- Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения : «Угадай, что звучит», «Угадай, чей голосок», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Ритмические ряды» и др.
- Я вам предлагаю выложить ритмические ряды по образцу, представленному на экране.
- Ритм - равномерное чередование, каких либо элементов в заданной последовательности. Это могут быть звуки и речевые единицы.
Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
- Давайте проверим. Все сделали свои ряды правильно?
6. Логоритмика, как фрагмент логопедического занятия.
- Логопедическая ритмика – это коррекционная методическая система, которая направлена на формирование грамотной и полноценной речи у детей, страдающих речевыми дефектами. Логоритмика позволяет решать разнообразные задачи:
развитие слухового и зрительного внимания;
развитие фонематического слуха;
развитие пространственной организации движений;
развитие общей и тонкой моторики, мимики;
развитие физиологического и фонационного дыхания;
формирование артикуляционной базы звуков;
развитие чувства ритма;
развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
развитие коммуникативных качеств.
- Подойдите ко мне, встаньте в круг, выполняйте движения за мной и подпевайте.
Логоритмика «Зима».
7. Совершенствование грамматического строя речи.
- Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для этого использую такие игры как : «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п.
Для развития связной речи использую игры : «Продолжи предложение», «Добавь словечко», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение», игры-инсценировки.
Игра «Укрась елочку»
- Посмотрите на елочку, она украшена, но не до конца. Помогите мне её украсить.
- Вешая на елку игрушку, скажите какая она. Например: я вешаю на елку (звонкий колокольчик).
8. Развитие высших психических функций.
- Для развития высших психических функций используются такие игры, как: «Четвертый лишний», «Найди отличия», Запутанные картинки», «Лабиринты», «Найди тень» и другие.
Игра «Раскрась картинку»
- У вас на столе картинки: зашумленные и цветные. Раскрасьте картинки! Наложив цветные сверху.
9. Использование тренажера-балансира «Сибирский борд».
- А недавно я стала использовать тренажер-балансир который называется «Сибирский борд», с помощью которого у детей улучшаются:
внимание и вестибулярный аппарат,
концентрация;
все виды памяти;
развитие речи — в целом;
анализ и синтез информации;
способность к планированию;
работу эмоционально-волевой сферы.
- Мне нужен помощник. Кто желает?
-Пройдите к борду, встаньте, расставив ноги шире плеч.
- Разведите руки в стороны.
- Качайтесь, и проговаривайте:
- Ал, Ал, Ал - Павел взял пенал.
- Ол, ол, ол - Павел мыл пол.
- Следующее упражнение «Квадрат». Передавай мяч мне, из руки в руку находящейся напротив. За спиной переложите мяч в другую руку, и передайте мне в руку находящуюся напротив.
- Следующее упражнение «Восьмерка».
Передайте мяч мне, из руки в руку находящейся наискосок. За спиной переложите в другую руку, и передайте мне в руку находящуюся наискосок.
- Следующее упражнение. Отстукивайте мяч об пол правой рукой, если услышите слово, которое начинается со звука «с». Левой рукой, если звук «с» находится в середине слова.
- Собака, кость, солнце.
- Этот метод активно внедряется и применяется на специальных корректирующих занятиях.
- Таким образом, использование выше перечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки.
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Так как скоро наступает Новый год, и мы все будем поздравлять своих родных, я Вас прошу помочь Деду Морозу собрать подарки.
- Если мастер-класс вам понравился и был полезен, возьмите подарок и положите его в красный носок. И скажите, чем понравился. Ну а если не понравился, то в зеленый носок.
Благодарю за внимание!