Папки-передвижки

Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе. Мастер-класс

Ляна Евдокимова
Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе. Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе.

Цель: распространение педагогического опыта по применению игровых педагогических приемов, как средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

объединять усилия всех специалистов, к созданию психологически

комфортной среды для ребят, повышать эффективность коррекционно-развивающей работы;

содействовать повышению уровня мотивации на занятиях через

игровые средства обучения;

Публикация «Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе, Мастер-класс» размещена в разделах

внедрять новые технологии обучения и воспитания.

Качественно новый результат: умение педагогов применять игровые педагогические приемы, как средства развития речи в образовательном процессе.

Приё мы и методы: словесный, игровой, практический.

Оснащение: ТСО: экран, проектор, презентация «Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе

Раздаточные материалы: зеркала, тренажер для дыхания (рукавичка,

синельная проволока, фонарик и картинки, предметы для визуально-ритмического ряда, елочка с игрушками из фетра, карточки - зашумленные и цветные, тренажер-балансир, подарки (коробочки, носки подарочные,

мяч.

План проведения мастер-класса.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.

II этап. Теоретический. Обоснование использования игровых педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе.

III этап. Практический.

1. Артикуляционная гимнастика. Сказка о Язычке.

2. Упражнение «Сдуй снежинку с рукавички».

3. Упражнение «Снежинка».

4. Упражнение визуально-ритмического ряда по образцу.

5. Логоритмическое упражнение «Зима».

6. Игра «Укрась елочку».

7. Игра «Раскрась картинки».

8. Упражнения на балансире.

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мастер-класса

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера.

-Добрый день, дорогие друзья!

- Прошу обратить ваше внимание на экран и зачитать слова вслух.

моделировать ситуацию,

прятать,

прыгать,

считать,

соревноваться,

наблюдать,

познавать

- Как вы думаете, какое действо объединяет все эти понятия?

- Совершенно верно – это игра.

- Игра – ведущая деятельность дошкольника. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

- Сегодня я вам предлагаю принять участие в мастер-классе «Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе».

II этап. Теоретический. Обоснование использования игровых педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе.

- Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного.

Процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Это скучно и не интересно ребенку, и занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

- Как вы думаете, какие игры используются на логопедических занятиях?

- Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

- Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

- Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

- Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

- Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

- Об использовании игровых технологий в логопедической работе, я расскажу вам в нашей практической части.

III этап. Практический.

1. Артикуляционная гимнастика.

- Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Сказка о Язычке.

- Когда на часах стрелки показывали десять часов.

Упражнение «Часики».

- Язычок любил пить чай из своей любимой чашечки.

Упражнение «Чашечка».

- А иногда чай был горячий, его надо было остудить.

Упражнение «Остуди чай».

К чаю были угощения, вкусные блины.

Упражнение «Блинчик».

- Сладкое варенье.

Упражнение «Варенье.

И вкусные ириски.

Упражнение «Ириска».

- Язычок очень любил пить чай и делал это каждый день!

2. Игровые приемы на развитие речевого дыхания.

- Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы : «Подуй на листочки», «Поддувалочки», «Бабочка, лети!», «Гонки фасоли», «Буря в стакане», «Свистки», «Загони мяч в ворота», «Мыльные пузыри». Так же проводится работа над четкостью дикции и интонационной выразительности речи. Заучивание потешек и стихов.

Игра «Сдуй снежинку с рукавички»

- У вас на столе рукавичка, на ней снежинка. Возьмите рукавичку. Наберите воздух через нос, не поднимая плечи, и подуйте на снежинку через губы - трубочкой, не надувая щеки.

3. Развитие мелкой моторики.

- Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; сухой бассейн, природный материал, графические упражнения, мозаика, шнуровки, пазлы, бусы, камешки Марблс, резинки, Су-джок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия и т. п. Некоторые игры вы видите на экране.

Изготовление снежинки.

- Я вам предлагаю сделать снежинку.

- Возьмите три отрезка проволоки и в центре перекрутите их между собой. Лучики, начиная с края, накручивайте на палеци отпускайте. Таким образом, получаются завитушки, которые напоминают форму снежинки.

- Вот такие украшения для дома или группы у вас получились.

4. Упражнения на автоматизацию звуков.

- Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов : «Звуковая улитка», «Звуковые колпачки», «Лабиринты», «Жадина», «Цветные стёкла», «Четвертый лишний», «Добавь словечко» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка», игры с фонариком.

- Я вам предлагаю поиграть с фонариком.

Игра с фонариком.

- Возьмите фонарик, включите его.

- Возьмите картинку, посветите под картинкой.

- Что в сумке?

- Что в шкафу?

- Что у жабы в животе?

- В этих случаях проведена автоматизация звуков «с», «ш», «ж».

- Что у щучки в колечке?

- В этом случае проведена дифференциация звуков «щ»-«ч».

5. Развитие фонематического слуха и формирование основ слогового и звукового анализа.

- Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения : «Угадай, что звучит», «Угадай, чей голосок», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Ритмические ряды» и др.

- Я вам предлагаю выложить ритмические ряды по образцу, представленному на экране.

- Ритм - равномерное чередование, каких либо элементов в заданной последовательности. Это могут быть звуки и речевые единицы.

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

- Давайте проверим. Все сделали свои ряды правильно?

6. Логоритмика, как фрагмент логопедического занятия.

- Логопедическая ритмика – это коррекционная методическая система, которая направлена на формирование грамотной и полноценной речи у детей, страдающих речевыми дефектами. Логоритмика позволяет решать разнообразные задачи:

развитие слухового и зрительного внимания;

развитие фонематического слуха;

развитие пространственной организации движений;

развитие общей и тонкой моторики, мимики;

развитие физиологического и фонационного дыхания;

формирование артикуляционной базы звуков;

развитие чувства ритма;

развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;

развитие коммуникативных качеств.

- Подойдите ко мне, встаньте в круг, выполняйте движения за мной и подпевайте.

Логоритмика «Зима».

7. Совершенствование грамматического строя речи.

- Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для этого использую такие игры как : «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п.

Для развития связной речи использую игры : «Продолжи предложение», «Добавь словечко», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение», игры-инсценировки.

Игра «Укрась елочку»

- Посмотрите на елочку, она украшена, но не до конца. Помогите мне её украсить.

- Вешая на елку игрушку, скажите какая она. Например: я вешаю на елку (звонкий колокольчик).

8. Развитие высших психических функций.

- Для развития высших психических функций используются такие игры, как: «Четвертый лишний», «Найди отличия», Запутанные картинки», «Лабиринты», «Найди тень» и другие.

Игра «Раскрась картинку»

- У вас на столе картинки: зашумленные и цветные. Раскрасьте картинки! Наложив цветные сверху.

9. Использование тренажера-балансира «Сибирский борд».

- А недавно я стала использовать тренажер-балансир который называется «Сибирский борд», с помощью которого у детей улучшаются:

внимание и вестибулярный аппарат,

концентрация;

все виды памяти;

развитие речи — в целом;

анализ и синтез информации;

способность к планированию;

работу эмоционально-волевой сферы.

- Мне нужен помощник. Кто желает?

-Пройдите к борду, встаньте, расставив ноги шире плеч.

- Разведите руки в стороны.

- Качайтесь, и проговаривайте:

- Ал, Ал, Ал - Павел взял пенал.

- Ол, ол, ол - Павел мыл пол.

- Следующее упражнение «Квадрат». Передавай мяч мне, из руки в руку находящейся напротив. За спиной переложите мяч в другую руку, и передайте мне в руку находящуюся напротив.

- Следующее упражнение «Восьмерка».

Передайте мяч мне, из руки в руку находящейся наискосок. За спиной переложите в другую руку, и передайте мне в руку находящуюся наискосок.

- Следующее упражнение. Отстукивайте мяч об пол правой рукой, если услышите слово, которое начинается со звука «с». Левой рукой, если звук «с» находится в середине слова.

- Собака, кость, солнце.

- Этот метод активно внедряется и применяется на специальных корректирующих занятиях.

- Таким образом, использование выше перечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки.

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Так как скоро наступает Новый год, и мы все будем поздравлять своих родных, я Вас прошу помочь Деду Морозу собрать подарки.

- Если мастер-класс вам понравился и был полезен, возьмите подарок и положите его в красный носок. И скажите, чем понравился. Ну а если не понравился, то в зеленый носок.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ» Цель: формирование практических навыков применения документ камеры в образовательном процессе. Задачи: 1. познакомить с основными возможностями.

Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ» Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в образовательном процессе ДОУ. Задачи: 1)конкретизировать.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе. Мастер-класс
Опубликовано: 11 марта 2021 в 13:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые педагогические технологии, используемые в коррекционно-образовательном процессе. Мастер-класс» (включая файлы) размещена пользователем Ляна Евдокимова (УИ 398162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД