Приложение МААМ

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста

Анастасия Ефремова
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методы воспитания :

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на

достижение воспитательной цели.

Методы обучения :

– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения :

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу

которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и

наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

Публикация «Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Методы :

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать

происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные;

распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов;

репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов,

слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим:

дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных

художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов

действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы :

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-

познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея,

мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно

личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь

взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из

детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические

беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые

(обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности)

;

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями,

соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или

практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского

характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или

явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных

свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для

формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б.

Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения

(реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются

предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от :

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая

роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном

возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем

дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему

предусматривает разнообразные приемы) ;

- оснащенности педагогического процесса;

- личности воспитателя

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в

воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г.

Саморукова)

1.

Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические

материалы и др.

2.

Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

3.

Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и

учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от :

- закономерностей и принципов обучения;

- общих целей обучения, воспитания и развития;

- конкретных образовательных задач;

- уровня мотивации обучения;

- содержания материала;

- времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- объема и сложности материала;

- уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- типа и структуры занятия;

- количества детей;

- интереса детей;

- взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или

авторитарность) ;

- материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных

пособий, технических средств;

- особенностей личности педагога, его квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца - 1 год)

- непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

- манипулирование с предметами

- познавательно-исследовательские действия,

- восприятие музыки, детских песен и стихов,

- двигательная активность

- тактильно-двигательные игры

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год - 3 года)

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр. ,

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством

взрослого,

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,

лопатка и пр. ,

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,

двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года - 8 лет)

- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и

другие виды игры,

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и

экспериментирования с ними,

- восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и

элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,

природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,

пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных

инструментах)

- двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Публикации по теме:

Методы и приемы формирования представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года целесообразно проверить, все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать.

Цели, задачи и методы обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур,.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников" В основе словесного.

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста» Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста При заучивании стихотворений в детском саду, опираясь на методические.

Консультация «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста». Подготовила: Овчаренко Марина Леонтьевна.

Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста Современная система образования выдвигает в качестве одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса формирование у подрастающего.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2018 в 19:30
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Ефремова (УИ 577685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД