Наталья Соловьева
Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города
Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на примере изучения истории Санкт-Петербурга).
На занятиях по истории города с точки зрения формирования правильной связной речи, я реализую следующие задачи:
Публикация «Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- расширять словарный запас, развивать интерес к слову, к речи;
- научить строить развернутые ответы и грамотно формулировать вопросы;
- формировать умения по использованию интонации, громкости и темпа речи;
- научить располагать материал в нужной последовательности, составлять план своего высказывания, проводить короткие экскурсии по общему алгоритму.
Все эти задачи, все необходимые задания, и по освоению нового материала, и по закреплению пройденного, мы выполняем с ребятами в игровой форме. Во второй половине дня у детей уже снижена и мотивация и познавательные интересы и в целом физически и психологически они уже не выдерживают «статичных» занятий, которые проводятся в форме, напоминающей урок. Поэтому в своей практике я применяю разные виды игр, которые позволяют ребятам больше двигаться, расслабляют и раскрепощают их, раскрывают их с творческой стороны, пробуждают в них положительные эмоции и увлеченность процессом. Самое главное, что равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь ребятам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.
Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.
I. Обогащение и активизация словаря младших школьников.
На каждом занятии всегда проводится работа с новыми словами (архитектурные, краеведческие термины и т. п.). Не обладая достаточным запасом слов по новой теме, ученик не сможет выразить свою мысль, рассказывая о том или ином памятнике. Великолепно работают для обогащения и активизации словаря ролевые игры. Приведу примеры таких игр для занятия по теме: «Стрелка Васильевского острова. Биржа».
1) Ролевая игра «Таможня»
Объяснить ребенку на пальцах, что такое биржа, таможня, пакгауз очень сложно. А показать и освоить через игру эти основные понятия, которые объясняют назначение основных построек на Стрелке, легко и интересно.
После просмотра слайдов с изображением Стрелки Васильевского острова в старину – с кораблями, причалом, складами, я предлагаю ребятам поиграть в игру «Таможня».
Условия: выбрать по три представителя биржи, таможни и несколько купцов.
Роли:
- таможенники должны решить, нужен ли России тот или иной товар. Если нужен, дают разрешение на ввоз товара или объявляют запрет и купец едет со своим товаром обратно;
- купцы должны придумать, какой товар они привезли в Россию для торговли (кто чай из Индии, кто рис из Китая, кто ткани из Италии) и примерно определить начальную цену для своего товара;
- представители биржи узнают, какой товар привез купец и сколько он хочет за него получить. Если есть такой же товар, но дешевле – какой брать выгодно.
Дети очень быстро улавливают смысл игры, тем более, если воспитатель сам быстро сыграет одну из ролей. Каждый раз диалог выглядит по-разному, за короткий промежуток времени успевает поиграть большое кол-во ребят.
Из практического опыта:
Таможня: Что привезли?
Купцы: Кофе из Африки, (другой) – А я чай с острова Цейлон.
Таможня: Чай посмотрю. Не покрылся ли плесенью в дороге, не размок? Все в порядке, берите разрешение на ввоз. А вот кофе ваш нам не нужен – запах уж слишком горький, испорченный товар видать.
(в это время подключаются представители биржи)
Представитель биржи: сколько твой чай стоит?
Купец: 100 рублей. С острова Цейлон.
Представитель биржи: очень дорого! Сбавляй цену, тогда все возьмем.
Купец: Давай все за 70 рулей.
Представитель биржи: Можешь разгружать, договорились и т. д.
В результате ребята прочно освоили такие понятия как биржа (здесь устанавливают цену на товар, уяснили, зачем нужна была таможня (она дает разрешение на ввоз товара или накладывает запрет, для чего были построены пакгаузы (склады для разгрузки и хранения товаров).
2) Игра «Предложи свои слова» (на примере слова «Биржа»).
Воспитатель подбирает первое слово, подходящее для описания здания Биржи – «торжественное» - и передает первому ребенку фотографию с изображением достопримечательности, далее, ребята передают ее из рук в руки и каждый называет уже свое прилагательное (величественное, изящное, строгое, нарядное, большое, светлое). Кто придумывает последнее определение – тот и выигрывает.
3) Игра «Кто это, что это?»
Ребята садятся в круг. В центре круга картинки по теме «Стрелка Васильевского острова». Воспитатель-ведущий бросает мягкий мяч игроку, поймавший подбирает правильный ответ и находит соответствующую картинку.
Набор определений:
Мыс, который делит реку на два рукава. (Ответ ребенка: «Стрелка», находит картинку с изображением Стрелки Васильевского острова)
Место, где заключали торговые сделки. (Биржа)
«Сестры-близнецы», входящие в ансамбль Стрелки Васильевского острова. (Ростральные колонны)
Украшение носа корабля. (Ростра)
«Братья» в ансамбле Стрелки. (Пакгаузы – здания, предназначенные для хранения товаров)
Несколько зданий, сооружений, составляющих одно целое. (Ансамбль)
Архитектор, по проекту которого было построено здание Биржи. (Тома де Томон)
Мастер, возглавлявший все каменные работы на Стрелке (им высечены фигуры на ростральных колоннах). (Самсон Суханов) и т. д.
II. Совершенствование диалогической и монологической речи, развитие умения составлять рассказы
1) Игра «Три предложения»
Ребятам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа воспитателя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ точно передаст содержание. Это можно сделать и с печатным текстом, который можно раздать ребятам для ознакомления, например, с личностью архитектора.
2) Игра «Сравнение достопримечательностей»
(изображения выводятся на интерактивную доску)
Ребятам предлагается 2 достопримечательности нашего города одного назначения (например: дворцы). Задача: сравнить их по внешнему виду, цвету, высоте, форме зданий, украшению и назначению, а в конце найти сходства и различия.
Из практического опыта.
(Чтобы ребятам было впоследствии удобно озвучивать свои ответы, я подготавливаю заранее и раздаю ребятам сравнительную таблицу с пустыми графами, куда они кратко записывают свои мысли)
Летний дворец Петра I: двухэтажный, песочного цвета, скромный, строгий облик, квадратной формы, много окон, фасады украшены барельефами с сюжетами Северной войны, с весны до поздней осени Петр I жил в этом дворце со своей семьей, на данный момент музей, главные экспонаты – личные вещи Петра I и Екатерины, мастерская и токарный станок Петра I.
Зимний дворец: трехэтажное здание квадратной формы, длиной более 210м., бирюзового цвета, вмещает более тысячи помещений, пышная отделка в стиле барокко, украшен скульптурами, декоративной лепниной, был резиденцией русских царей, сейчас в нем располагается один из крупнейших музеев всего мира «Эрмитаж», в нем хранятся богатые коллекции картин, скульптуры, древностей.
Сравниваем: оба здания построены в стиле барокко, имеют квадратную форму, были построены иностранными архитекторами – Трезини (Летний дворец) и Растрелли (Зимний дворец)
Ищем различия: Летний дворец – строгий, скромный, скромно украшен. Зимний дворец – богатая, пышная отделка, много украшений. Летний дворец был жилым домом для семьи Петра I в летнее время, он не принимал в этом дворце иностранных гостей. Зимний же дворец был официальной царской резиденций до начала 20 века, где жили не только царская семья, но и весь императорский двор, здесь принимали иностранных дипломатов, подписывались указы, устраивались балы и т. д.
3) а) Ролевая игра «Экскурсоводы» с опорой на план
(на доске представлен алгоритм-опора в виде цепочки вопросов, например: Где находится?Зачем было построено? Когда? Кем? (по проекту архитектора)Мое отношение.)
Ребята разбиваются на несколько команд, каждой группе предлагается вытащить набор фотографий с изображением определенной достопримечательности. Дети размещают свои фотографии на стенде, 5-7 минут готовятся и, представив себя в роли экскурсоводов, рассказывают о ней. Остальные ребята выступают в роли туристов, готовят и задают вопросы об этой достопримечательности. В конце игры выбираем лучшую команду экскурсоводов. В начале изучения темы, мы всегда играем в эту игру по группам, ребята чувствуют себя в команде более раскованно и свободно и если кто-то из участников потеряет ход мысли, засмущается, к нему всегда придет на помощь товарищ. В ходе дальнейшего изучения темы, на занятиях повторения пройденного ребята проводят и индивидуальные экскурсии. Дома вместе с родителями они находят дополнительную интересную информацию, знакомятся с мифами и легендами, благо история Петербурга изобилует такими историями, и затем с большим энтузиазмом и нетерпением делятся на занятиях новыми знаниями, включая их уже в свою индивидуальную «экскурсию».
К сожалению, невозможно в рамках одной статьи перечислить все виды игр, которые целесообразно использовать для развития связной речи в рамках курса по краеведению. Но хочется отметить, что обучение связной речи на основе краеведческого материала действительно оказывает положительное влияние на общее развитие школьников, стимулирует их познавательные интересы, является эффективным средством обогащения словарного запаса, средством формирования образности и выразительности речи; в процессе выполнения творческих работ развивается воображение, фантазия, художественный вкус. А проведение занятий в игровой форме, в виде ролевых игр, создает комфортную обстановку для общения ребят и несомненно положительно влияет на развитие речевых навыков и прекрасно способствует активному самостоятельному мышлению.