Ирина Иванова
Игровое распевание, как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является совершенствование образовательного процесса, требующего поиска новых педагогических подходов, при которых детский певческий голос сформировался бы более успешно.
Пение для детей является одним из самых любимых разделов музыкально – художественной деятельности. Самое трудное в работе этого вида деятельности – развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь, верно, интонировать, а без этого песня невозможна, ведь без чисто спетой мелодии песня превращается в речвку, скандирование слов под музыку.
Публикация «Игровое распевание, как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для чткого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом, и существует «Распевание».
Детям очень нравится петь, но не распеваться. Все дело в том, что «Распевание» - в программе музыкального воспитания детского сада, слабо развито и имеет сравнительно небольшой репертуар. Поэтому для детей дошкольного возраста он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть ООД почти формально, а, главное, нерезультативно.
Чтобы избежать этого я решила применять в своей практике методику «Игрового распевания». Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Главное, чтобы процесс распевания был интересен, увлекателен для детей, и при этом не превращался только в игру, но и сохранял образовательную, обучающую функцию.
Поэтому в процессе ООД применяется методика игрового распевания, музыканта-педагога, композитора - Аллы Анатольевны Евтодьевой, автора пособия по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя».
Распевки А. А. Евтодьевой включают в себя два контрастных образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Дети с удовольствием их разучивают, так как им понятны сюжеты, герои сказок, образные зарисовки, легкий, быстро запоминающийся текст. Наглядность и образность картинок помогает детям озвучивать героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса, и что немало важно, играть в них. Совершенно чтко понимая: что Кот, рыбка, Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор и лиса будут петь именно средним голосом, а куклы, Золушка, бабочка, мышка, стрекоза и воробей – только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде с использованием атрибутов. Диапазон этих распевок расширен, так как современные детские песни предлагают интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.
Такое игровое распевание многофункционально :
• Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е. чистое интонирование.
• Формирует самоконтроль, умение анализировать сво пение и пение товарищей;
• Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
• Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
• Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей.
Распевка не должна подбираться необдуманно, хаотично. Она должна содействовать решению поставленной задачи в последующей песне. Какой проблемный момент вам необходимо отработать для пения – скачки или плавный подъем мелодии, распевка должна выполнять ту же функцию, иначе ее использование бессмысленно. Если распевание будет результативным, то и пение будет плодотворным. И если это обучение будет игровым, наглядным, то успех не замедлит проявить себя, и дети сами получат не только пользу, но и радость в процессе ООД.