Приложение МААМ

Игровой тренинг по сказкотерапии с педагогами (5 фото)

Надежда Викторовна Картунова
Игровой тренинг по сказкотерапии с педагогами
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Сказкотерапия в работе с детьми.

Цель: обучение педагогов способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

Задачи:

1. Познакомить участников мероприятия с методом сказкотерапии.

2. Показать педагогам пользу работы со сказками.

3. Научить практическим приемам работы со сказками.

4. Создать благоприятную атмосферу для работы.

Публикация «Игровой тренинг по сказкотерапии с педагогами» размещена в разделах

5. Раскрыть творческий потенциал педагогов.

Оборудование: сказочные предметы : борода, волшебная палочка, сапоги-скороходы, цветик-семицветик, золотой ключик, клубочек, шапка-невидимка; 6 атрибутов костюмов сказочных героев; 3 настольных звоночков, презентация, песня «В гостях у сказки»

Ход мероприятия:

В зале звучит песня : «В гостях у сказки»

Слайд1

Добрый день уважаемые педагоги. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки – уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.

Слайд 2

СКАЗКОТЕРАПИЯ – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, проработать и избавиться от многих страхов и комплексов.

СКАЗКОТЕРАПИЯ дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Слайд 3

Как действуют сказки.

СКАЗКА служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, ВО-ПЕРВЫХ, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.

ВО-ВТОРЫХ, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Слайд 4

Дифференциация сказок

ДИДАКТИЧЕСКИЕ (ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ (в случае, если ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть);

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ (прорабатывают проблему ребенка, перенося эту проблему на героя сказки);

МЕДИТАТИВНЫЕ (формируют

положительное состояние малыша

(например, перед сном).

Слайд 5

СКАЗКОТЕРАПИЯ структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

-сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и т. п. ;

-сказки для агрессивных детей;

-сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: например, проблемы с едой; детский энурез и т. д. ;

-сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т. п.);

-сказки для детей в случае утраты значимых людей или любимых животных;

-сказки для гиперактивных детей.

Слайд 6

1 этап работы: Ритуал вхождения в сказку

-Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.

-Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.

-Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,

-Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»

-В гости приходит сказочный герой (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!

-Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку.

Слайд 7

Например, сказка : «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это 1-ый вариант работы.

Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы. Можно рассказывать сказку, показывая иллюстрации.

Слайд 8

3 этап работы: Обсуждение сказки.

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица.

Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Одновременно анализируем, что ожидает человека (животного, который не изменится.

А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

Слайд 9

4-ий этап работы: Ритуал выхода из сказки.

-Мелодия для выхода из сказки.

-Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

-Стихотворение:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Слайд 10

Особенности сказкотерапии при работе с детьми.

- От рассказчика требуется выполнение следующих условий:

при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо взрослого и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

нельзя допускать затянувшихся пауз;

- Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

-ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

-ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

-ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи;

-сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.

- способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

Слайд 11

Игровой тренинг по сказкотерапии с педагогами
Фото №1 Тема Сказкотерапия в Фото №2 Педсоветы семинары тренинги для педагогов работе с детьми

Педагоги делятся на три команды.

Игра-упражнение для первой команды «Волшебные предметы»

- Назовите волшебные предметы из сказок. (педагоги отвечают). А теперь я предлагаю выбрать волшебный предмет и загадать желание. Можно его надеть и произнести заклинание.

Обсуждение:

• Легко было придумать желание?

• Можно ли с детьми провести эту игру?

• нужно ли донести до детей, что первично духовное, а материальное вторично? (желать здоровья, мира, любви в семье –это важнее)

Игра-упражнение для второй команды «Продолжи сказку»

- Я начну рассказывать сказку, вы должны выбрать на столе изречение и продолжить.

Выделено курсивом изречения, которые лежат на столе, остальное читает специалист

“Жил – был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо: приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж много зайцев. Вот он и начал хвастать: «Нет в лесу меня сильнее и храбрее»

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые родного брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, вырастили и работой заморили: она и ткёт, и прядёт, она и прибирает. Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

- Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…

Обсуждение:

• Легко было подобрать продолжение?

• Можно ли с детьми провести эту игру?

• Узнали вы из каких сказок эти отрывки?

Игра –упражнение для третьей команды «Сочините сказку»

- выберите атрибуты сказочных героев, распределите роли, выберите сказочницу и покажите свою сказку.

Обсуждение:

• Как вы выбирали роли?

• Кто первый предложил что-то использовать?

• Как создавался сюжет?

•Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры

Фото №3 Цель обучение педагогов способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию Фото №4 Познакомить участников мероприятия с методом сказкотерапии

Игра для всех педагогов «Сказка к нам стучится в дверь».

- На столе у каждой команды лежит звоночек. Я задаю вопрос, если вы знаете ответ нажимаем на звонок, кто первый тот и отвечает.

1. Что разбудило Финиста Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)

2. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)

3. Чем можно выманить петушка из избы? (Сообщением, что «курыто клюют, петухам не дают».)

4. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)

5. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)

6. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)

7. Что случилось, когда Василиса Премудрая пошла плясать с костями в одном рукаве и вином в другом? (Махнула левым рукавом появилось озеро, махнула правым рукавом поплыли по озеру белые лебеди.)

8. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года)

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года»

9. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?.»

Рефлексия.

• Насколько оправдались ваши ожидания?

• Что запомнилось больше всего?

• Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.

• Какие вы можете высказать пожелания относительно нашей работы в следующем учебном году?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Остров одиночества» — история для сказкотерапии Описание: Материал для занятий психолога с использованием приемов сказкотерапии и игротерапии. Сказка начинается взрослым, а продолжается.

Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: - Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Конспект занятия на тему «Страх» с элементами сказкотерапии Тема «Страх» Цели. 1. Познакомить детей с эмоцией испуг. 2. Изучать выражения эмоциональных состояний в мимике. 3. Развивать умение справляться.

Лэпбук «Сказки». Интерактивная папка по сказкотерапии для детейЛэпбук «Сказки». Интерактивная папка по сказкотерапии для детей Сказка - благодатный И ничем не заменимый Источник воспитания Любви к Родине. В. А. Сухомлинский В этом году моя тема по самообразованию.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (конспект совместной деятельности в младшей группе)Сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (конспект совместной деятельности в младшей группе) Конспект совместной деятельности воспитателя и детей – сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (младшая группа). Задачи:1. Развивать.

Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии «Сказочное путешествие»Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии «Сказочное путешествие» Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии по теме: «Сказочное путешествие». Цель: проверить прочность усвоения детьми.

Занятие с элементами сказкотерапии «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического климата среди дошкольников; - обучение пониманию собственного настроения; - развитие чувства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой тренинг по сказкотерапии с педагогами
Опубликовано: 18 января 2020 в 18:11
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровой тренинг по сказкотерапии с педагогами» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Викторовна Картунова (УИ 689895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД