Надежда Викторовна Картунова
Игровой тренинг по сказкотерапии с педагогами
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сказкотерапия в работе с детьми.
Цель: обучение педагогов способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.
Задачи:
1. Познакомить участников мероприятия с методом сказкотерапии.
2. Показать педагогам пользу работы со сказками.
3. Научить практическим приемам работы со сказками.
4. Создать благоприятную атмосферу для работы.
Публикация «Игровой тренинг по сказкотерапии с педагогами» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
5. Раскрыть творческий потенциал педагогов.
Оборудование: сказочные предметы : борода, волшебная палочка, сапоги-скороходы, цветик-семицветик, золотой ключик, клубочек, шапка-невидимка; 6 атрибутов костюмов сказочных героев; 3 настольных звоночков, презентация, песня «В гостях у сказки»
Ход мероприятия:
В зале звучит песня : «В гостях у сказки»
Слайд1
Добрый день уважаемые педагоги. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки – уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.
Слайд 2
СКАЗКОТЕРАПИЯ – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, проработать и избавиться от многих страхов и комплексов.
СКАЗКОТЕРАПИЯ дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Слайд 3
Как действуют сказки.
СКАЗКА служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, ВО-ПЕРВЫХ, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.
ВО-ВТОРЫХ, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Слайд 4
Дифференциация сказок
ДИДАКТИЧЕСКИЕ (ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ (в случае, если ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть);
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ (прорабатывают проблему ребенка, перенося эту проблему на героя сказки);
МЕДИТАТИВНЫЕ (формируют
положительное состояние малыша
(например, перед сном).
Слайд 5
СКАЗКОТЕРАПИЯ структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
-сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и т. п. ;
-сказки для агрессивных детей;
-сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: например, проблемы с едой; детский энурез и т. д. ;
-сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т. п.);
-сказки для детей в случае утраты значимых людей или любимых животных;
-сказки для гиперактивных детей.
Слайд 6
1 этап работы: Ритуал вхождения в сказку
-Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
-Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
-Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
-Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
-В гости приходит сказочный герой (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
-Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку.
Слайд 7
Например, сказка : «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это 1-ый вариант работы.
Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы. Можно рассказывать сказку, показывая иллюстрации.
Слайд 8
3 этап работы: Обсуждение сказки.
Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица.
Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Одновременно анализируем, что ожидает человека (животного, который не изменится.
А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
Слайд 9
4-ий этап работы: Ритуал выхода из сказки.
-Мелодия для выхода из сказки.
-Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».
-Стихотворение:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Слайд 10
Особенности сказкотерапии при работе с детьми.
- От рассказчика требуется выполнение следующих условий:
при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо взрослого и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
нельзя допускать затянувшихся пауз;
- Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
-ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
-ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
-ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи;
-сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.
- способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Слайд 11
Педагоги делятся на три команды.
Игра-упражнение для первой команды «Волшебные предметы»
- Назовите волшебные предметы из сказок. (педагоги отвечают). А теперь я предлагаю выбрать волшебный предмет и загадать желание. Можно его надеть и произнести заклинание.
Обсуждение:
• Легко было придумать желание?
• Можно ли с детьми провести эту игру?
• нужно ли донести до детей, что первично духовное, а материальное вторично? (желать здоровья, мира, любви в семье –это важнее)
Игра-упражнение для второй команды «Продолжи сказку»
- Я начну рассказывать сказку, вы должны выбрать на столе изречение и продолжить.
Выделено курсивом изречения, которые лежат на столе, остальное читает специалист
“Жил – был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо: приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж много зайцев. Вот он и начал хвастать: «Нет в лесу меня сильнее и храбрее»
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые родного брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, вырастили и работой заморили: она и ткёт, и прядёт, она и прибирает. Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей…
Обсуждение:
• Легко было подобрать продолжение?
• Можно ли с детьми провести эту игру?
• Узнали вы из каких сказок эти отрывки?
Игра –упражнение для третьей команды «Сочините сказку»
- выберите атрибуты сказочных героев, распределите роли, выберите сказочницу и покажите свою сказку.
Обсуждение:
• Как вы выбирали роли?
• Кто первый предложил что-то использовать?
• Как создавался сюжет?
•Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры
Игра для всех педагогов «Сказка к нам стучится в дверь».
- На столе у каждой команды лежит звоночек. Я задаю вопрос, если вы знаете ответ нажимаем на звонок, кто первый тот и отвечает.
1. Что разбудило Финиста Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)
2. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
3. Чем можно выманить петушка из избы? (Сообщением, что «курыто клюют, петухам не дают».)
4. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
5. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
6. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)
7. Что случилось, когда Василиса Премудрая пошла плясать с костями в одном рукаве и вином в другом? (Махнула левым рукавом появилось озеро, махнула правым рукавом поплыли по озеру белые лебеди.)
8. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года)
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года»
9. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?.»
Рефлексия.
• Насколько оправдались ваши ожидания?
• Что запомнилось больше всего?
• Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.
• Какие вы можете высказать пожелания относительно нашей работы в следующем учебном году?