Надежда Быстрова
Конспект занятия на тему «Страх» с элементами сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Страх»
Цели.
1. Познакомить детей с эмоцией испуг.
2. Изучать выражения эмоциональных состояний в мимике.
3. Развивать умение справляться с чувством страха.
4. Снять телесное и эмоциональное напряжение.
Материалы
- Музыкальное сопровождение (аудиокассеты из серии «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира.);
- «Домик настроений» с персонажами: Пуглинка, Веселинка, Грустинка;
- фотография ребёнка, испытывающего страх;
- пиктограмма «страх»;
- свечка в безопасном подсвечнике
- листы бумаги А4, цветные карандаши
Ход занятия
Публикация «Конспект занятия на тему „Страх“ с элементами сказкотерапии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
I этап. Организационный
Приветствие, организационный момент
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Психолог. Я рада вас приветствовать!
Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла. Повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и. глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Катя, я рад тебя видеть!»
Психолог. Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлых занятиях? (о чувстве удивление). Что нам помогало определить это чувство? (выражение лица, интонация голоса)
II этап. Мотивационный
Сказка
Психолог. Теперь послушаем продолжение сказки, узнаем, что же произошло дальше.
Был ненастный осенний вечер. В гостях у Веселинки и Грустинки была Пуглинка. Она уже собиралась домой, как вдруг началась гроза. По крыше забарабанил дождь. Ветер раскачивал деревья, и стоял просто ужасный гул. «У-у-у!» - завывал ветер. «Ш-ш-ш»,- гудели деревья. Они раскачивали своими ветками, и казалось, что невиданное чудище машет своими огромнами лапами.
Пуглинка от страха задрожала и спряталась под стол. «Прячьтесь, лесное чудище разгневалось и хочет ворваться к нам в дом!» - закричала она.
«Да, это же просто деревья и дождь!» - старалась успокоить ее Грустинка.
«П-п-правда?» - спросила Пуглинка, выглядывая из-под стола.
Она осторожно вылезла, села к подругам и спокойно сказала: «А звук не такой уж и страшный, когда знаешь, откуда он».
III этап. Практический
1. Беседа по пиктограмме «Испуг»
Психолог. (показывает фотографию ребенка, испытывающего страх)
Посмотрите на эту фотографию. Какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, брови приподняты, рот приоткрыт, он вот-вот закричит. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему кажется, что он становится меньше ростом.
- Найдите пиктограмму, где изображен страх. (Дети находят нужную пиктограмму и описывают ее)
А теперь попытаемся изобразить его на своем лице, но для начала расслабим мышцы и поиграем в «Солнечного зайчика»
2. Игра «Солнечный зайчик»
Цель - снятие напряжения мышц лица.
Психолог. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Теперь, когда наши мышцы расслаблены, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своем лице.
- Покажите друг-другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют задание)
- Постарайтесь испуганно сказать фразу: «Сегодня был сильный ветер». (Дети выполняют задание)
3. Игра «Два этюда»
1 Этюд «Потерялся»
Ребенок отстал от родителей и потерялся в толпе. Он стоит растерянный, чуть не плачет. Он не знает, куда идти и что делать.
2 Этюд «Собака лает и хватает за пятку»
Дети гуляют. Мимо них мужчина ведет на поводке собаку. Она лает и пытается, натягивая поводок, достать мордой до их ног. Дети испугались и замерли на месте.
4. Упражнение «Не боюсь тебя я гусь»
Галя у бабушки в деревне увидела гуся. Он шел прямо на нее, шипел, и девочка испугалась.
Что нужно сделать?
- Взять прутик и отогнать гуся;
- убежать от него;
- позвать на помощь бабушку.
6. Задание «Мой страх».
(На столах у детей листы бумаги А4, цветные карандаши)
Психолог предлагает детям нарисовать свой страх, а потом рассказать о нем.
Психолог: Вы можете нарисовать историю, которая произошла, когда вас напугал какой – нибудь страшный звук. Вспомните, чем вы занимались, кто был рядом с вами, что вы стали делать, когда испугались. Обратите внимание на цвет карандашей, выберите те, которые помогут лучше нарисовать ваш страх.
(дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках)
При обсуждении рисунков психолог спрашивает ребенка, боится ли он сейчас того, что нарисовал. Если дан положительный ответ, то просит изменить картинку так, чтобы она стала смешной. А так же предлагается детям дорисовать забавные детали или раскрасить страх «веселыми» карандашами и придумать своей истории веселый конец.
7. Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Волк, Баба-яга, Кощей, лев, и т. д., детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, тот становится водящим и продолжает игру.
8. Упражнение «У страха глаза велики».
Психолог. А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!
IV этап. Рефлексивный
1. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Психолог. Сегодня мы свами рассуждали о страхе. Что можно сделать, когда тебя пугает какой-то звук? (Вначале нужно определить источник звука, то есть откуда или от 0кого идет этот звук. Если звук продолжает беспокоить, то можно его нарисовать, а потом придумать историю с веселым концом.)
2. Упражнение «Искорка»
Давайте возьмемся за руки и передадим искорку добра, дружбы и хорошего настроения легким пожатием руки! Когда искорка вернется ко мне. Я сообщу. Беремся за руки, закрываем глаза. Я передаю.
До свидания!