Светлана Травова
Игровой проект по речевому развитию для детей второй младшей группы «Приключения веселого язычка»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитатель, дети младшей группы №8, родители.
Срок реализации: октябрь 2020-май 2021 гг.
Тип проекта : долгосрочный
Вид проекта : игровой
Введение
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Игровой проект по речевому развитию для детей второй младшей группы „Приключения веселого язычка“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. ФГОС предполагают деятельностный и комплексный подход в воспитательно-образовательном процессе.
Одним из основных видов деятельности дошкольников является игра. Ребенком в игре накапливается значительный опыт и представления, которые он связывает со словом. Игра становится сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово становится для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и развивать их язык. Поэтому именно игровая деятельность была выбрана как самый эффективный метод в работе по развитию речи младших дошкольников.
Постановка проблемы: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также связной речи.
Цель проекта :
- создать благоприятные условия для реализации проекта;
- сформировать диалогическую и монологическую речь детей, грамматический строй речи;
- организовать взаимодействие детей с воспитателями группы по вопросу развития речи детей при помощи игровой деятельности;
Задачи проекта :
Образовательные:
• целенаправленно обогащать словарь детей;
Развивающие :
• развивать грамматический строй речи, связную речь;
• формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
Воспитательные:
• воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.
Взаимодействие с родителями:
• Анкетирование родителей «Как говорит ваш ребенок»;
• Консультации «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка»;
• Круглый стол «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
• Просвещение родителей: информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;
• Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
• Конкурс «Речецветик».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный этап.
• Подборка и изучение методической литературы по теме;
• Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта);
• Анкетирование родителей по теме;
• Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
II этап. Практический.
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие педагогов
Октябрь Настольный театр «Три поросенка»; Сюжетно – ролевая игра «Парикхмахерская»; Фольклор: «Чистая водица»; наблюдение на прогулке за живой природой»; П/ и с текстом: «Лохматый пес»; артикуляционная гимнастика: «Завтрак котенка» Анкетирование
«Как говорит ваш ребенок»;
С руководителем кружка «Логоритмика»,
С муыкальным руководителем
Ноябрь Театрализованная игра «Как я мамочку люблю»; наблюдение на прогулке за неживой природой; с/ р гра: «Магазин»; разучивание чистоговорки: «Шесть мышат в шалаше шуршат»; Д/И. : «Кто как кричит?» Консультация на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; С руководителем кружка «Логоритмика»,
С муыкальным руководителем
Декабрь С/ р игра: «Доктор»; чтение сказки: «Лисичка со скалочкой»; наблюдение на прогулке ближайшими постройками; музыкальная игра: «Как у нашего мороза…»; артикуляционная гимнастика: «Еж» Участие родителей в круглом столе «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
С руководителем кружка «Логоритмика»,
С муыкальным руководителем
Январь Настольный театр: «Репка»; фольклор: «Стучит, бренчит на улице», наблюдение на прогулке за транспортом; П/ и: «Хоровод»; артикуляционная гимнастика: «Шарики»; П / г. : «Ягодки»; Д/ И: «Чей голос?» Информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;
С руководителем кружка «Логоритмика»,
С муыкальным руководителем
Февраль Театрализованная игра: «Кто сказал «мяу», наблюдение на прогулке за деятельностью людей; ч. х. л. «Лиса Патрикевна»; П / г. : «Семья»; д/и. : «Медвежата мед едят» Участие родителей в фотовыставке «Читаем вместе с мамой».
С руководителем кружка «Логоритмика»,
С муыкальным руководителем
Март С/ р игра: «Магазин»; игровая ситуация : «Кого ты хочешь увидеть по телевизору»; наблюдение на прогулке за прохожими; Е. Чарушин «Волчишко»; П / г. : «Пальчики» ;Д/и. : «Лягушка и лягушата»
Консультация для родителей на тему: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» С руководителем кружка «Логоритмика»,
С муыкальным руководителем
Апрель Театр на фланелеграфе: «Теремок»; наблюдение на прогулке за трудом людей; с/ р игра: «Телефон»; Пальчиковый театр: «Колобок»; П/ и: «Карусели»; артикуляционная гимнастика: «Дудочка»; П / г. : «Мишка»
Участие родителей в конкурсе «Речецветик» (пополнение «Центра речевого развития» в группе дидактическими играми)
С руководителем кружка «Логоритмика»,
С муыкальным руководителем
Май Настольный театр: «Маша и медведь»; фольклор: «Дедушка Ежок», с/ р игра : «Строители»; наблюдение на прогулке за участком; П / г. : «Дом»; П/ и: «У медведя во бору»; итоговая НОД: «Поможем Колобку» Фотоотчет по проекту : «Приключения веселого язычка» С руководителем кружка «Логоритмика»,
С муыкальным руководителем
III этап. Заключительный этап.
• Подведение итогов проекта «Приключения веселого язычка»;
• Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей младшей группе «Поможем Колобку»;
• Постановка детьми русской народной сказки «Теремок»;
• Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
• Подведение итогов конкурса «Речецветик». Награждение победителей;
• Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
• Фотоотчет проведения проекта «Приключения веселого язычка».
Список используемой литературы
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
2. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г. Я. Затулина. — М. : ЦПО, 2013 г.
3. Карпухина Н. А. Конспекты занятия во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателей и педагогов ДОУ. — Воронеж, 2010 г. ;
4. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз — словечко, два — словечко" / Е. В. Колесникова. — М. : Ювента, 2012 г.
5. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н., Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 г.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., Владос, 2004 г. ;
7. Ушакова О. С., Колунова Л. Г. Развитие образной речи детей дошкольного возраста/Детский сад от А до Я – 2005 — №2;
8. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. — М. : ТЦ Сфера, 2015 г.