Ткачева Татьяна
Игровой практикум для педагогов-психологов ОО «Как я знаю профессиональный стандарт педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональный стандарт «Педагог – психолог».
1 слайд.
Разработан и утвержден Министерством Труда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 №38575).
Стандарт вступил в силу с 1 января 2017г., но пока этот нормативный документ носит рекомендательный характер. Окончательно он вступит в силу с 1 января 2020 года, став обязательным для всех российских педагогов-психологов.
2 слайд.
Публикация «Игровой практикум для педагогов-психологов ОО „Как я знаю профессиональный стандарт педагога-психолога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
- Итак, что такое, по вашему мнению, «Профстандарт»? Запишите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас этот термин, а затем прочитайте свою трактовку.
3 слайд.
Профессиональный стандарт – это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности
(статья 195 ТК)
Профессиональный стандарт педагога-психолога – это рамочный документ, в котором описываются основные требования к его квалификации.
4 слайд.
Содержание профстандарта :
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций «А» и «В»
5 слайд.
ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ :
А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.
- Предлагаю определить Трудовые функции данного направления с помощью ребусов. Внимание на экран.
6 слайд. СОПРОВОЖДЕНИЕ
7 слайд. ПРОГРАММ
8 слайд. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
9 слайд. ПРОСВЕЩЕНИЕ
10 слайд. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
11 слайд. Трудовые функции:
1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
2. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
3. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
4. Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)
12 слайд. 5. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций
6. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации
7. Психологическая диагностика детей и обучающихся.
13 слайд. ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ:
В. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления
14 слайд. Трудовые функции (В) :
1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
15 слайд. Трудовые функции (В) :
3. Психологическое консультирование лиц с ОВЗ и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
4. Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ОВЗ, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
16 слайд. Трудовые функции (В) :
5. Психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления.
17 слайд. Каждая трудовая функция включает в себя определенные трудовые действия. Например, трудовая функция - Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, включает следующие трудовые действия:
- Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
- Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам
- Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам
- Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
18 слайд. Необходимые умения к этим трудовым действиям:
- Современные теории и методы консультирования.
- Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития.
- Этические нормы организации и проведения консультативной работы.
- Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
- Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей.
- Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка.
- Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
19 слайд. Необходимые знания:
- Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье.
- Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.
- Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
И так расписано по каждой трудовой функции. Подробно Вы ознакомитесь самостоятельно с Профстандартом педагога-психолога.
А сейчас я предлагаю Вам практическое задание
«Пирамида Профстандарта»
Возьмите все по одной карточке, на них написано какое-то слово, обозначающее составляющее звено профессионального стандарта педагога-психолога. Нам вместе нужно выложить пирамиду – скелет нашего профстандарта, то есть показать последовательность его требований.
( на карточках написано: ФГОС ОО, ПСПП – профстандарт педагога-психолога, Обобщенные трудовые функции А и В – 2 шт, Трудовые функции с их названиями – 12 шт, Трудовые действия – 2 шт, Необходимые умения – 2 шт, Необходимые знания – 2 шт)
20 слайд. Возможные наименования должностей:
- Психолог;
- Педагог-психолог;
Психолог образовательной
организации.
Требования к образованию и обучению:
Высшее образование по профильным направлениям
Особые условия допуска к работе:
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
21 слайд.
Профстандарт одобрил пять специальностей:
– 37.03.01, 37.04.01 (030300) Психология;
– 37.05.01 (030301) Психология служебной деятельности;
– 030401 (37.05.02) Клиническая психология;
– 44.03.02, 44.04.02 (050400) Психолого - педагогическое образование;
– 44.05.01 (050407) Педагогика и психология девиантного поведения.
22 слайд.
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности:
- Педагогика и психология;
- Специальная психология;
- Специальная дошкольная педагогика и психология
23 слайд.
В заключение нашей встречи хочу призвать на помощь «Рефлексивный экран», который поможет получить обратную связь. Прошу каждого из Вас, используя одно из представленных выражений, продолжить, высказав свое мнение. Пожалуйста!
24 слайд. Спасибо за внимание!