Елена Мазуркевич
Игровое занятие «Послание из страны Математике» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
. Выполнила вос-ль первой категории ДС №5 «Золотой ключик»
Цель: продолжать формировать у детей элементарные математические представления.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с целым и частями, учить делить предмет на две половины.
2. Закрепить знания о прямом и обратном счете, состав числа 9.
3. Закрепить знания о геометрических фигурах.
4. Закрепить знание дней недели. 5. Учить находить противоположное значение к предложенным свойствам предметов.
Публикация «Игровое занятие „Послание из страны Математике“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
Воспитательные:
1. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность.
2. Развивать умение отвечать полными предложениями на поставленные вопросы.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики.
Планируемые результаты : считать предметы в пределах 9 прямым и обратным счетом; ориентироваться на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т. д.); активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; развивать мышление; при выполнении математических заданий удерживать сосредоточенность в течение 25 минут.
Словарная работа: целое, части, половинка, прямой и обратный счет.
Предварительная работа: дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.
Материал к занятию :
демонстрационный – рисунки геометрических фигур, цифры, конверты семи цветов (красный, зеленый, желтый, фиолетовый, синий, оранжевый, белый)
раздаточный – цветные карандаши, счетные палочки, карточки, листы бумаги в клеточку, листки белой бумаги с изображением домика, цифры.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и принес письма. Эти письма прислали нам из страны Математики. Жители этой страны цифры и геометрические фигуры хотят дружить с вами, но они не знают любите ли вы математику, занимаетесь ли вы математикой и что вы уже знаете. Поэтому мы сегодня откроем эти письма и постараемся показать какие мы молодцы и как много мы уже знаем.
А сейчас мы проведем разминку. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
Разминка.
Воспитатель : Какое сейчас время года?
Дети : Осень
Воспитатель: Перечислите все осенние месяцы.
Дети : Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель: Сейчас утро или вечер?
Дети: Утро
Воспитатель: Сколько пальцев на одной руке?
Дети: Пять
Воспитатель: Сколько углов у треугольника?
Дети: Три
Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?
Дети: Один
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы.
А сейчас садитесь за столы, и давайте посмотрим какие письма нам прислали.
(Положить перед детьми конверты.)
Воспитатель: Сколько писем нам прислали из страны Математики? Давайте посчитаем по себя. Кто посчитал поднимите руку.
Дети : семь писем.
Воспитатель: правильно-7 писем. Давайте возьмем первый конверт. Какого он цвета?
Дети: Первый конверт красный.
Воспитатель: Давайте откроем его. Что вы здесь видите?
Дети: листочки бумаги с точками и цифрами.
Воспитатель: Что же это означает?
А чтобы узнать, нужно соединить точки по порядку от меньшей цифры до большей и мы получим рисунок. Берите карандаши и приступайте к работе.
Дети соединяют точки линиями от меньшей цифры к большей.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: У нас получился прямоугольник.
Воспитатель: Посмотрите, он один, рядом нет его друзей. А с кем дружит прямоугольник, как вы думаете?
Дети: С другими геометрическими фигурами.
Воспитатель: Какие вы знаете геометрические фигуры?
Дети: круг, квадрат, овалом, треугольник.
Воспитатель: Давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предметы, а вы должны изобразить их геометрической фигурой.
ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, ОКНО, ОГУРЕЦ, ПИРАМИДА.
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: круг, прямоугольник, квадрат, овал, треугольник.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: пять фигур.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Гимнастика для глаз.
Дети сидят.
Воспитатель: Спинки выпрямили, руки опустили, быстро поморгали глазами, закрыли глаза, открыли, посмотрели вдаль. Вытянули правую руку вперед, следим за медленными движениями указательного пальца: вправо-влево, вверх-вниз.
Воспитатель: Давайте возьмем следующий конверт. Какой конверт у нас по счету четвертый?
Дети: фиолетовый конверт.
Воспитатель: Правильно. Давайте его откроем. В нем геометрические фигуры. И их надо поселить в один дом и тогда все друзья геометрические фигуры будут соседями и им будет весело жить вместе. Прямоугольник будет жить в центре дома, круг – над прямоугольником, овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат, слева – треугольник. Чтоб дом стал уютным, светлым и в нем было приятно жить в левом верхним углу листа мы нарисуем солнышко, в правом верхнем углу – облако, в левом нижнем углу бабочку, а правом нижнем углу цветочек. Теперь друзьям геометрическим фигурам будет уютно жить в своем доме.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда откроем конверт, расположенный между синим и белым. Какого он цвета?
Дети: конверт оранжевый.
Воспитатель: А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Сейчас с этими цифрами поиграем.
Игра «По порядку становись».
На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 9. Дети бегают под звон бубна. Как только удары перестают звучать, дети берут со столов цифры и выстраиваются по порядку.
Воспитатель: А теперь, дети, вы будете цифрами.
1. Пусть цифра 3, присядет 5 раз.
2. Пусть цифра 5, пожмет руку числу на одну единицу больше.
3. Пусть цифра 7, топнет ногой 2 раза.
4 .Пусть цифра 2, назовет своих соседей и обнимет их.
5. Пусть цифра 6, хлопнет в ладошки 4 раза.
6. Пусть цифры 1,4 возьмутся за руки и покружатся.
7. Пусть цифра 9 подпрыгнет 4 раза.
8. Пусть цифра 8 сделает 3 шага вперед.
Воспитатель: Молодцы! А теперь я вам предлагаю игру «Наоборот». Для этого нам надо повторить обратный счет. Вам надо соединить цифры в обратном направлении от 9 до 1.
Игра «Наоборот»
Дети бегают под звон бубна и выстраиваются в обратном порядке, когда бубен умолкает.
Воспитатель: Молодцы! Вам понравилось играть с цифрами? Тогда давайте поиграем еще в одну игру, она называется «Молчанка»
Садитесь за столы. Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
Игра «Молчанка»
- Сколько носов у двух котов?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Сколько спинок у трех свинок?
- Сколько животиков у пяти бегемотиков?
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо выполнили задание из оранжевого конверта.
Надо выбрать следующий конверт. Давайте, посчитаем до трех и выберем третий конверт. Какого он цвета?
Дети: четвертый конверт желтый.
Что же в этом конверте?
А в этом конверте мышонок.
Воспитатель. Ребята вы уже показали, что хорошо научились считать. И к вам за помощью пришел мышонок. Он попал в беду. Вы знаете, что все мыши любят сыр. Так вот, его дают только тем мышкам, которые умеют считать. Наш мышонок еще маленький и не научился считать, ему надо помочь. Поможем мышонку? Я буду читать задания. Вы внимательно слушайте и считайте. Какое число у вас получится, столько счетных палочек каждый из вас должен положить на свою карточку. Если мы справимся с заданием, наш мышонок получит кусок сыра. Готовы?
Задания:
1. Живут в уютном домике маленькие гномики.
Пока читаю этот стих, дружно посчитайте их:
Сеня, Гоша и Кирилл,
Маша, Дима, Ксюша - все садятся кушать.
2. На лугу пасется стадо.
Посчитать коровок надо.
Вот Буренка, Майка, Зорька
И бычок бодливый Борька.
3. С горки катятся Маруся, Вика, Гена и Андрей,
А еще Егор и Дуся поджидают у саней.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы хорошо позанимались и помогли мышонку получить сыр. А теперь давайте покажем, что мы умеем не только считать, но и отдыхать.
Динамическое упражнение: «По дорожке».
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Воспитатель: А теперь мы возьмем следующий конверт. Найдем конверт, который лежит перед желтым. Правильно, это зеленый конверт.
А в нем вопрос -Знаете ли вы дни недели?
Это мы сейчас проверим и поиграем в игру «Верно-неверно» Я задаю вопросы, а вы отвечаете «да» или «нет»
Игра «Верно-неверно»
После субботы идет воскресение. (да)
За понедельником следует среда (нет)
Перед пятницей стоит четверг (да)
В неделе 5 дней (нет)
Воспитатель: Давайте закрепим наши знания и наши пальчики нам помогут.
Пальчиковая игра.
Начинаем с правой руки, второй раз с левой руки.
Вот неделя, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделям.
Называем Понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка Среда.
Третьим днем была всегда.
А Четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – Пятница - сестрица,
Очень модная девица.
А в Субботу, день шестой.
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний Воскресенье,
Назначаем днем веселья.
Воспитатель: Пора отдохнуть.
-
-
Физкульминутка.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
Воспитатель: Давайте, повторим еще раз дни недели по порядку.
Дети повторяют.
Воспитатель: Открываем синий конверт. Какой он по счету? Дети: шестой конверт.
Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем. Печенье! Интересно для чего его положили в конверт? Кажется, я догадываюсь- для того, чтобы вас угостить. Но ведь здесь на всех не хватит. Что же делать? Если я разделю печенье пополам, сколько детей я смогу угостить?
Дети: Двоих.
Воспитатель: А если два печенья пополам?
Дети: четырех.
Воспитатель: Как называются эти части?
Дети: Половинки.
Воспитатель: Правильно. Если поделиться с друзьями, и разделить каждое печенье на две части, то угостить можно больше детей и никто не останется в обиде.
Какого цвета конверт у нас остался? Какой он по счету?
Дети: белый,седьмой по счету конверт
В конверте картинка «Мяч»
Воспитатель: Раз у нас в конверте мяч, значит надо поиграть.
- Становитесь все в круг, поиграем. Я вам буду называть слово и бросать мяч а вы мне будете отвечать противоположное слово и возвращать мяч.
Дидактические игры «Скажи наоборот»
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – тонкий;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Легкий – тяжелый;
Быстро - медленно.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения.
«Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. (повторить 2-3 раза).
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо сегодня занимались и выполнили все задания из цветных конвертов, которые нам прислали из страны Математике. Теперь жители этой замечательной страны цифры и геометрические фигуры обязательно будут с вами дружить.
Давайте, вспомним чем мы сегодня занимались. Вам понравилось занятие? Кому понравилось, пусть поднимет руки вверх и похлопает в ладоши, кому нет, пусть потопает ногами.
Оценка отношения детей к проведенному занятию.